Закон о полиции задержание гражданина

8 декабря 2020 в 15:39 369

«Гражданин, предъявите документы» — эту популярную в советских кинофильмах фразу нередко можно услышать и в реальной жизни.
Попробуем разобраться, в каких случаях полицейский вправе проверить документы и какие права при этом имеет обычный гражданин.

Просто так, без какого-либо основания, сотрудники полиции проверять документы прохожих права не имеют.

Весь вопрос заключается в том, что является таким основанием?

Содержание

Основания для проверки документов сотрудником полиции

Основания для проверки документов детально регламентируются законодательством и, прежде всего, Федеральным законом «О полиции».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в следующих случаях:

  1. имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
  2. имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;
  3. имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  4. имеются основания для их задержания в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Нужно признать, что в России, как, впрочем, и в любой другой стране мира, в каждый отдельно взятый момент времени большое количество людей находится в розыске в связи с совершенным преступлением.

Поэтому якобы имеющаяся схожесть гражданина по признакам внешности с разыскиваемым лицом превращается в своего рода универсальную «отмычку» для проверки документов.

Таким образом, Закон «О полиции» предоставляет полицейским право проверить документы человека практически в любой ситуации.

Штраф за неповиновение сотруднику полиции

При этом законные требования находящихся на службе сотрудников полиции обязательны к исполнению.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влечет, согласно ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Впоследствии при желании законность подобных требований можно оспорить, однако шансы того, что Фемида окажется на вашей стороне, прямо скажем, невелики.

Что же нужно знать гражданину в случае, когда его просят предъявить документы?

Действия полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч. 4 ст. 5 Закона «О полиции», согласно которой сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Иными словами, сотрудник полиции должен вежливо остановить гражданина, представиться и только затем изложить суть требований с указанием причины обращения. По требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить свое служебное удостоверение.

Гражданин в свою очередь обязан предъявить сотруднику полиции для ознакомления документ, удостоверяющий личность. Причем, делать это он может, не выпуская документа из своих рук.

Какой документ, удостоверяющий личность, можно предъявить?

Основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Однако в ряде случаев удостоверение личности допускается и по другим документам, к которым, в частности, относятся:

  • военный билет для военнослужащих;
  • справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание;
  • временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта и др.

Как правило, для удостоверения личности гражданину достаточно иметь при себе ксерокопию указанного документа.

Вряд ли целесообразно вступать в спор с полицейским о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины. 

Нужно осознать, что данное мероприятие осуществляется в правовом поле и направлено, прежде всего, на охрану общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В подавляющем большинстве случаев после проверки документов гражданина сразу же отпускают.

Обязанности полицейского

Следует отметить, что не только граждане, но и сотрудники полиции обязаны соблюдать действующее законодательство.

Соответственно, если полицейский отказывается представиться и показать удостоверение, но при этом требует от гражданина предъявить документы, то последний на законных основаниях может не выполнять данное требование.

Если же сотрудник полиции выполнил указанные действия, а также изложил причину и цель обращения, то предъявить паспорт все же придется. В противном случае полицейский получает право на основании ч. 13 ст. 13 Закона «О полиции» доставить гражданина в отдел полиции для установления личности.

К тому же не следует забывать об изложенной выше ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Обязан ли гражданин носить с собой паспорт?

Нет, не обязан.

Но при отсутствии удостоверяющего документа и при наличии, изложенных выше оснований, сотрудник полиции получает право на доставление гражданина в отдел полиции для установления личности.

Если гражданин по какой-либо причине при проверке документов оказался без паспорта, то ему следует попытаться объяснить случившееся и предложить другой документ, помогающий установить личность, например, водительское удостоверение. Однако следует помнить, что водительское удостоверение не заменяет паспорт и решение о том, достаточно ли его для установления личности будет принимать проверяющий.

В случае доставления законопослушного гражданина в отдел для установления личности срок такого задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ не должен превышать три часа.

Если же полицейскими допущены какие-либо нарушения при проверке документов, то граждане имеют право обжаловать их действия в прокуратуру или службу собственной безопасности МВД России.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом со стороны сотрудников полиции.

ШАРОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ,руководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро «Правовая гарантиЯ»,адвокат Адвокатской палаты города Москвы,

кандидат юридических наук, доцент

Другие материалы автора:

Если вас вызвали на допрос: разбираемся в нюансах

Полицейский требует разблокировать телефон: нужно ли выполнять?

Прекращение ч. 1 ст. 228 УК РФ с применением судебного штрафа

Право на тайну переписки: реальность или иллюзия?

Подробнее на сайте sibadvokat.ru:
https://sibadvokat.ru/statiy/pravo-na-tajnu-perepiski

«Гражданин, предъявите документы» — эту популярную в советских кинофильмах фразу нередко можно услышать и в реальной жизни.
Попробуем разобраться, в каких случаях полицейский вправе проверить документы и какие права при этом имеет обычный гражданин.

Просто так, без какого-либо основания, сотрудники полиции проверять документы прохожих права не имеют.

Весь вопрос заключается в том, что является таким основанием?

Статья 14. Задержание

Закон о полиции задержание гражданина

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: https://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/14/

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Закон о полиции задержание гражданина

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания. Но зачастую сами задержанные лица не считают, что они нарушили какой-либо закон, и пытаются доказать, что их задержали незаконно.

Давайте разберемся, как, когда и при каких обстоятельствах полицейский имеет право задержать гражданина, а когда это является превышением его полномочий.

Задержание полицией: суть и трактовка понятия

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.

Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

На каком основании может задержать полиция

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.

Все они закреплены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Вот некоторые из них:

  • подозрение в участии в преступлении;
  • постановление суда о том, что гражданин должен быть заключен под стражу;
  • необходимость оформления протокола об административном правонарушении;
  • уклонение от наказания в виде ареста;
  • розыск лица;
  • ведение административного производства;
  • уклонение от исполнения назначенных судом медицинских либо воспитательных принудительных мер;
  • нарушение комендантского часа;
  • незаконное пребывание на охраняемых объектах;
  • попытка самоубийства;
  • наличие выраженных расстройств психического характера, представляющих опасность для окружающих;
  • необходимость депортации лица в государство, гражданином которого оно является.

При отсутствии какого-либо из этих оснований для задержания полицией это действие будет расцениваться как незаконное.

Процедура задержания

Процедура задержания гражданина сотрудником полиции имеет определенный порядок, следование которому обеспечивает законность этого мероприятия.

Он включает в себя конкретные действия:

  • обозначить свою должность, звание, фамилию, объяснить, с какой целью обращается к гражданину, показать удостоверение по требованию, предъявить его в развернутом виде и дать время на ознакомление (сотрудник полиции не должен передавать его в руки);
  • объяснить мотивы задержания, разъяснить права, в том числе на отказ от объяснений, помощь юриста, уведомление родных, а также на переводчика, если он необходим;
  • составить протокол задержания;
  • предоставить пятиминутный телефонный звонок родственникам, работодателю, по месту учебы или адвокату не позднее 3 часов с момента задержания.

Как себя вести при задержании

Очень важно, особенно если задержание произошло без повода, знать свои права:

  1. Быть поставленным в известность о причине задержания.
  2. На сообщение о своих правах и обязанностях.
  3. На использование медпомощи в случае ее необходимости.
  4. Рассмотреть протокол, потребовать его копию, отказаться от его подписания и предоставления показаний и даже имеете право внести свои коррективы в протокол.
  5. На оспаривание противоправного поведения сотрудников, принимавших участие в данном задержании.
  6. На оповещение ближайших родственников о текущем положении дел, а также руководителей в сфере основной деятельности и личного адвоката.
  7. На любые условия, указанные в законе, в том числе о сроках задержания, а также на отсутствие жестокого обращения.

Чтобы ситуация не осложнилась еще больше, при задержании и доставке в участок необходимо установить связь со своими родными, описать им свое положение и местонахождение. Лучшим вариантом будет, если они имеют понятие, к кому и куда обращаться в этом случае (адвокат, юрист и т.д.)

Важно! В качестве «профилактики» стоит иметь при себе всегда хоть какие-то документы. И если оригинал паспорта могут отнять, то его копия позволит избежать задержания по установке личности.

По прибытии в пункт доставки задержанного гражданина будет создан протокол.

С ним необходимо внимательно ознакомиться, сравнить данные с действительным положением дел.

Эта бумага будет в любом случае заверена понятыми, а присутствие подписи задержанного не признает его вины.

Стоит лишь дописать об отказе от показаний до переговоров с личным адвокатом и просьбу о рассмотрении данного дела по месту жительства.

Ксерокопию протокола должны предоставить задержанному, иначе стоит добавить в приписку к протоколу и данный факт.

Задержание несовершеннолетнего

Несовершеннолетние граждане также могут быть задержаны полицией при наличии оснований для этого.

Ребенок может быть задержан за следующие действия:

  • попрошайничество;
  • употребление алкоголя либо наркотических веществ;
  • общественно опасное поведение, которое может причинить вред окружающим или ему самому;
  • беспризорность и безнадзорность;
  • нарушение закона.

При задержании несовершеннолетнего человека сотрудник полиции обязан немедленно уведомить его родителей, опекунов или других законных представителей об этом, сообщить, в какое отделение будет доставлен задержанный.

Несовершеннолетнего могут задержать до выяснения личности, если он был остановлен полицией на улице, а документов у него не оказалось. Также ребенок может быть задержан в случае, когда он находится в общественных местах после 23.00 без сопровождения взрослых, при этих условиях он считается беспризорным и может быть доставлен в отделение.

Внимание! Обыскивать несовершеннолетнего гражданина служащий органов не имеет права, можно провести и оформить досмотр только в том случае, если задержанный дал на это свое согласие. Обязательно оформляется протокол, в котором указывается все, что было показано на досмотре. Незамедлительному изъятию подлежат только орудия совершения преступных действий.

Для подростков особенно важно знать, что делать, если их задержала полиция.

Во время задержания необходимо вести себя корректно:

  • не паниковать;
  • не пререкаться с полицейским;
  • если не было предъявлено удостоверение, стоит вежливо попросить об этом;
  • спросить причину, по которой сотрудник к вам обратился;
  • если необходимо ехать в отделение, нужно спокойно проследовать туда с полицейским;
  • не предпринимать попыток к бегству или сопротивлению;
  • сообщить контактные данные родителей и дожидаться их приезда.

Важно! Необходимо внимательно читать то, что дают для подписания, в том числе протоколы досмотра.

Несовершеннолетний также имеет право на адвоката, о чем ему обязательно должно быть сообщено во время задержания.

На какой срок гражданин может быть задержан

Статья 27.5 КоАП РФ гласит, что гражданин может быть задержан, в зависимости от причины этого задержания, на следующие сроки:

  1. 3 часа. Если задержанный был в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ, он может быть задержан не более чем на 3 часа с момента его доставки в отделение полиции или вытрезвитель.
  2. 48 часов. Если задержанный нарушил пограничный режим, условия нахождения на территории Российской Федерации, любые территориальные или морские границы, а также в случае потребности в выяснении обстоятельств происшествия или установления личности, если задержанный является фигурантом дела об административном правонарушении, срок задержания ограничивается двумя сутками.

При подозрении в совершении преступления гражданин, согласно УПК РФ, может быть задержан на следующее время:

  1. 48 часов со времени непосредственного ограничения возможности передвижения (до вынесения решения суда).
  2. 72 часа после вынесения решения суда о продлении срока с датой и временем, до которого ограничение свободы продляется.

Спустя 5 суток с момента задержания и определения задержанного в места ограничения свободы гражданина должны отпустить в том случае, когда подозрение не нашло доказательного подтверждения, либо заключить под стражу в связи с избранием судом этой меры пресечения или другого способа ограничения выбора и свободы.

Возможно ли сократить сроки задержания? Да, если вы уже вызвали адвоката и ведете себя достойно — не пререкаясь, не оскорбляя полицейских и, будучи абсолютно уверенным в своей невиновности, спокойно рассказываете о своем алиби.

Заключение

Задержание полицией является не самой приятной процедурой для любого человека, даже если оно происходит в связи с обыденными ситуациями (например, необходимость установления личности), однако важно понимать, что и гражданин, и сотрудник полиции должны действовать в рамках закона.

Не стоит сопротивляться, перечить и пытаться скрыться от сотрудников полиции, этим можно лишь усугубить ситуацию. Если вы ни в чем не виноваты и произошло недоразумение, просто посодействуйте расследованию полицейских, это значительно сократит срок вашего пребывания в отделении.

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/zaderzhanie-politsiej.html

Основания для проверки документов

Закон о полиции задержание гражданина

Основания для проверки документов регламентируются действующим законодательством РФ. Закон должны четко соблюдать и сотрудники полиции, и граждане, а незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Для того чтобы не возникали ненужные проблемы у законопослушных граждан, следует знать, как проводится проверка и правильно пользоваться своими правами.

Что сказано в законе о полиции?

Основополагающим документом, определяющим права и обязанности полицейского, является Закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Конституция предоставляет всем гражданам страны права и свободы на всей территории России, но в соответствии с п.2 ч.1 ст.

13 Закона у полиции есть право проверки их документов для установления личности, при условии наличия определенных, веских оснований. Поведение полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч.4 ст.5 Закона №3-ФЗ. Прежде всего, сотрудник полиции должен представиться и объяснить причины своего обращения.

Если требуется задержание гражданина, то ему должны быть объяснены мотивы ограничительных мер, а также его права и обязанности.

Кто имеет право останавливать для проверки?

Остановить человека для проверки документов может только сотрудник МВД, находящийся при исполнении служебных обязанностей (на дежурстве). Ему даются такие права только на территории, относящейся к его прямой ответственности.

Наиболее часто проверку документов проводят наряды патрульно-постовой службы и участковые инспекторы. В первом случае, полицейские имеют право на такое действие только в пределах утвержденного маршрута, что подтверждается карточкой маршрута. Отклонение от него считается превышением полномочий.

Участковый может попросить документы только на закрепленной за ним территории. Полицейские одного района города или области не могут проводить проверку в другом районе. Кроме указанных официальных лиц, проверку документов могут проводить и другие сотрудники МВД при проведении специальных рейдов и операций.

Для этого должно быть соответствующее распоряжение уполномоченных, вышестоящих инстанций. Правомочность проведения таким мероприятий должно подтверждаться документально.

Какие должны быть основания?

Основания для проведения проверки определяются ч.1 ст.15 Закона №3-ФЗ. Полицейский имеет возможность воспользоваться таким правом в следующих обстоятельствах:

  • Подозрение на совершение преступления.
  • Внешние данные похожи на человека, объявленного в розыск (по ориентировке).
  • Наличие подозрения на совершение административного правонарушения, нарушение им общественного порядка.
  • Наличие оснований для задержания в соответствии со ст.27.3 КоАП РФ или ст.91 УПК РФ.

Следует отметить, что вескость подозрений не оговаривается Законом. Полицейский может попросить документы уже на основании внешнего сходства с реальным подозреваемым.

Другое дело, что после проверки должно последовать извинение за беспокойство, но граждане должны понимать, что такое мероприятие направлено, прежде всего, на обеспечение их безопасности.

Задержание по итогам проверки документа (помимо лиц, совершивших уголовное деяние) может осуществляться в таких обстоятельствах:

  • нахождение в розыске;
  • побег из мест временного нахождения под стражей или психиатрической больницы;
  • попытка проникновения на охраняемый объект или на частную территорию;
  • уклонение от обязательного лечения лиц, признанных невменяемыми в судебном порядке;
  • попытка суицида;
  • наличие опасности для окружающих при психическом отклонении, наркотическом или алкогольном опьянении;
  • нарушение особого режима (комендантский час, режим ЧП и т.п.).
  • уклонение от административного наказания.

При отсутствии какого-либо из перечисленных оснований остановка гражданина сотрудником полиции для проверки документов (а тем более задержание) считается незаконной. Он имеет полное право на подачу соответствующей жалобы.

Чем грозит отказ предъявить документы сотрудникам полиции?

Отказ от предъявления документа при законном требовании сотрудника МВД считается административным правонарушением. У сотрудников полиции имеется право принудительной доставки гражданина в территориальное отделение полиции для выяснения личности и снятия подозрений. Такая возможность установлена ч.13 ст.

13 Закона №3-ФЗ. В полицейском отделении принимаются меры по установлению личности. Согласно ч.1 ст.27.5 КоАП РФ срок такого задержания не может превышать 3 ч. В то же время, при наличии обоснованных подозрений срок может продлиться до 48 ч. Начинается его отсчет от момента доставки гражданина в отделение полиции.

При любом задержании должен быть оформлен протокол. При подтверждении законности проверки грубый отказ гражданина от данной процедуры считается неповиновением законному требованию полицейского. Согласно ст.19.3 КоАП РФ может быть наложено административное наказание в виде штрафа до 1000 рублей или ареста до 15 суток.

Какие документы нужно предоставить?

При проверке полицейский просит предъявить документ, удостоверяющий личность. Основным является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации. Для некоторых категорий установлены другие удостоверения личности:

  • военный билет для военнослужащих;
  • временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта;
  • справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание.

В соответствии с Законом сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделении при отсутствии паспорта или иного удостоверения личности.

Однако, чаще всего, достаточно иметь при себе ксерокопию документа или любой другой с фотографией и личными данными (например, пропуск или служебное удостоверение). Водительское удостоверение не заменяет паспорт. О том достаточно ли его предъявление, решает сам проверяющий.

При отсутствии необходимого документа, при наличии веских оснований гражданин может быть доставлен в отдел полиции для уточнения личности.

Как выглядит процедура?

Процедура проверки документов проводится в следующем порядке:

  • Сотрудник полиции вежливо останавливает гражданина и представляется, называя звание, должность и фамилию.
  • Излагается суть просьбы и причины.
  • Гражданин предъявляет удостоверение личности. В соответствии с Законом он может представить документ для ознакомления, не выпуская из своих рук. Изъятие документа допускается только при задержании на основании веских причин.
  • Уточняющие вопросы проверяющий может задавать только при наличии серьезных подозрений на совершение правонарушений. При их отсутствии интерес к гражданину является превышением полномочий.

Гражданину не стоит вступать в спор о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины. При отсутствии паспорта следует объяснить это и предложить другой документ, помогающий установить личность. Если полицейский предлагает направиться в отделение для выяснения личности, то следует подчиниться его требованию.

Нужно ли требовать у сотрудника предъявить удостоверение?

Сотрудник МВД обязан предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию гражданина, чью личность он желает проверить. Такую просьбу гражданин должен высказать при наличии малейшего подозрения на правомочность его остановки. Он фиксирует звание, должность, отделение полиции и фамилию полицейского.

Удостоверение можно не просить, если у проверяющего имеется нагрудный знак с номером. Если полицейский допустил нарушения при проверке документов, то гражданин может направить жалобу в вышестоящую инстанцию полиции, в прокуратуру, в службу собственной безопасности МВД. Действенным способом считается обращение к депутату и СМИ.

При существенных нарушениях можно обратиться в суд. Закон РФ дает право сотрудникам полиции проверять документы у граждан при наличии веских оснований. При отказе от законных требований полиции могут последовать административные наказания. Если полицейский превышает полномочия, то любой гражданин может направить жалобу в соответствующую инстанцию.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом сотрудников МВД.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/osnovaniia-dlia-proverki-dokumentov-5d2f56478da1ce00aee596ee

Статья 14. Задержание | ГАРАНТ

Закон о полиции задержание гражданина

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: https://base.garant.ru/12182530/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Статья 14. Задержание – Закон о полиции

Закон о полиции задержание гражданина
[Закон о полиции] [Глава 4]

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

  • 1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, – до передачи их в места отбывания административного ареста;
  • 4) лиц, находящихся в розыске, – до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
  • 5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
  • 6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, – до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  • 7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, – до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
  • 8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
  • 9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
  • 10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, – до выяснения личности, но на срок не более трёх часов;
  • 11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, – до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
  • 12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, – до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
  • 13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, – до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3.

В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее – задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трёх часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.

Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D1%81%D1%82_14/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.