Резервирование земельного участка для муниципальных нужд

Содержание

Резервирование земли и ее изъятие для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земельного участка для муниципальных нужд

“Арсенал предпринимателя”, 2011, N 8

Право пользования организацией или частным физическим лицом земельным участком, равно как и недвижимым и иным имуществом, которое на нем располагается, однажды может быть ограничено и прекращено в интересах государства или муниципалитетов. Попасть под изъятие могут как земли, находящиеся в собственности лиц, так и используемые ими на иных правовых основаниях.

Общий порядок изъятия земли для государственных или муниципальных нужд предусматривается нормами Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

Конечно же, когда дело касается принудительного прекращения прав юридических и физических лиц на имущество, не связанное с применением каких-либо санкций, например, за совершение преступления, как это происходит в случае конфискации, необходимо обеспечивать баланс интересов тех, у кого имущество изымается, и тех, в чью пользу оно изымается.

Именно поэтому возможность изъятия земли может быть реализована только в исключительных случаях, предусмотренных законом, и сопровождается обязательной компенсацией ее текущему владельцу.

С другой стороны, чтобы исключить возможность злоупотребления земельными правами с целью получения выгоды от планируемого изъятия земли для государственных или муниципальных нужд за счет предоставляемой компенсации, государством применяется юридический механизм предварительного резервирования земельных участков. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с выкупом земли, а также заранее информировать заинтересованных лиц о своих планах в отношении данной земли.

Примеров государственных или муниципальных инициатив, для реализации которых у собственников или иных владельцев изымается земля, множество. Так, для целей строительства олимпийских объектов в г.

Сочи был даже принят специальный порядок резервирования и изъятия земельных участков .

Но в общих случаях такие решения принимаются с целью строительства автомобильных, железных дорог, строительства инженерной инфраструктуры или иных объектов государственного или муниципального значения.

См. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ “Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Итак, рассмотрим действующий порядок, а также правовые основания для резервирования и выкупа земельных участков для государственных нужд.

Основания резервирования и изъятия земельных участков

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

  1. выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещение следующих объектов государственного или муниципального значения:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Судебная практика. Постановлением ФАС Московского округа от 30.06.

2004 N КА-А40/4871-04 по делу N А40-40207/03-96-420 суд установил, что при рассмотрении дела о признании недействительными ненормативных актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка, принадлежащего заявителю, нижестоящим судом не исследованы вопросы о том, возможно ли размещение объектов городского и муниципального значения на другом земельном участке, в результате чего дело было отправлено на новое рассмотрение.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/68725-rezervirovanie-zemli-izyatie-dlya-gosudarstvennyx-municipalnyx-nuzhd

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земельного участка для муниципальных нужд

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

2.

Установить, что утверждение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения осуществляется до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г. федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения.

Подготовка проектов решений об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения и оформление прилагаемых к ним карт (схем) осуществляются в соответствии с пунктами 5-14 Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198, пунктом 12 Положения о составе схем территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2006 г. N 680, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 31 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, и абзаца третьего настоящего пункта.

Решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения не может быть принято при наличии отрицательного заключения уполномоченного органа в сфере градостроительства и (или) уполномоченного органа в сфере социально-экономического развития.

3. Установить, что резервирование земель может осуществляться до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г.

на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о создании особо охраняемых природных территорий соответственно федерального или регионального значения.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N718 “О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации

В. Путин

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд

1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).

2.

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

3. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;

б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

5. Решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

8.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.

9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу.

11.

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

Источник: https://rg.ru/2008/07/30/zemlya-rezerv-dok.html

Земля может быть изъята и зарезервирована государством

Резервирование земельного участка для муниципальных нужд

Земель­ный кодекс РФ в ст. 70.

1 чет­ко опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях зем­ля, нахо­дя­ща­я­ся в соб­ствен­но­сти или поль­зо­ва­нии граж­дан и орга­ни­за­ций либо в соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, может быть изъ­ята и заре­зер­ви­ро­ва­на. Крат­кий смысл зако­на в том, что зем­ли могут быть поме­ще­ны в резерв на три или два года (этот срок рас­про­стра­ня­ет­ся лишь на наде­лы, заре­зер­ви­ро­ван­ные до пер­во­го апре­ля 2015 г.):

  • если пред­став­ля­ют боль­шую стра­те­ги­че­скую, обо­рон­ную, эко­но­ми­че­скую важ­ность для государства;
  • на ней нахо­дят­ся зна­чи­мые линей­ные инже­нер­ные объ­ек­ты и сооружения;
  • зем­ли рас­по­ло­же­ны в при­род­ных охра­ня­е­мых или осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах.

Рас­смот­рим подроб­нее, как про­ис­хо­дит резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд, и какие осно­ва­ния для это­го долж­ны быть.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Заре­зер­ви­ро­ва­ны могут зем­ли как нахо­дя­щи­е­ся у соб­ствен­ни­ков (физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц), так и те, кото­рые явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью и ещё нико­му не предоставлены.

Основания для изъятия земель у населения

Осно­ва­ния для изъ­я­тия уже предо­став­лен­ных граж­да­нам и юрли­цам земель­ных наде­лов опре­де­ля­ют­ся ст. 49 Земель­но­го кодек­са. Это:

  • Выпол­не­ние Рос­си­ей меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств, взя­тых на себя по договору.
  • Стро­и­тель­ство либо рекон­струк­ция объ­ек­тов, име­ю­щих госу­дар­ствен­ное, реги­о­наль­ное или мест­ное зна­че­ние (при отсут­ствии иных вари­ан­тов реше­ния проблемы): 
    • объ­ек­ты энер­ге­ти­че­ской и атом­ной промышленности;
    • обо­рон­ные и слу­жа­щие для повы­ше­ния без­опас­но­сти объ­ек­ты (сюда вхо­дят так­же линей­ные объ­ек­ты, соору­же­ния, линии свя­зи и ком­му­ни­ка­ции, про­ло­жен­ные вдоль линий границ);
    • объ­ек­ты кос­ми­че­ской отрасли;
    • транс­порт­ные объекты;
    • желез­ная доро­га со всей её инфраструктурой;
    • авто­мо­биль­ные дороги;
    • объ­ек­ты свя­зи, систе­мы газо‑, электро‑, теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водо­от­ве­де­ния и дру­гие линей­ные объ­ек­ты госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го или мест­но­го значения;
  • Иные закон­ные основания.

Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности

Изъ­яты могут быть не толь­ко уже рас­пре­де­лен­ные земель­ные участ­ки, но и те, кото­рые нахо­дят­ся в госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дах. Осно­ва­ния такие же, как и в ста­тье 49 ЗК РФ, но добав­ля­ют­ся ещё:

  • стро­и­тель­ство объ­ек­тов соци­аль­ной и инже­нер­ной инфраструктуры;
  • созда­ние при­род­ных охра­ня­е­мых зон, водо­хра­ни­лищ и водоемов;
  • созда­ние осо­бых эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) и объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, пред­на­зна­чен­ных для обу­строй­ства, осна­ще­ния тех­ни­кой и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми ОЭЗ и тер­ри­то­рии, при­ле­га­ю­щие к ним;
  • раз­ра­бот­ка и исполь­зо­ва­ние недр.

Порядок и сроки резервирования земель

Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд допускается:

  • в уста­нов­лен­ных по тех­ни­че­ских пла­нам гра­ни­цах раз­ме­ще­ния объ­ек­тов, име­ю­щих федеральное/региональное/местное значение;
  • в пре­де­лах заяв­лен­ной тер­ри­то­рии, кото­рая будет заре­зер­ви­ро­ва­на по реше­нию выс­ших испол­ни­тель­ных и рас­по­ря­ди­тель­ных орга­нов РФ, субъ­ек­та Феде­ра­ции, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний для созда­ния ОЭЗ;
  • в пре­де­лах дру­гих тер­ри­то­рий, в кото­рых нуж­да­ет­ся госу­дар­ство или муни­ци­паль­ное образованием.

Зем­ли могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны госу­дар­ством или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми для соб­ствен­ных нужд сро­ком не более, чем на 3 года.

При этом огра­ни­че­ние сро­ка резер­ви­ро­ва­ния не каса­ет­ся земель, заре­зер­ви­ро­ван­ных до пер­во­го апре­ля 2015 г.

Зем­ли, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния осо­бых (сво­бод­ных) эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны на срок не более, чем два года.

Зако­ном (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допус­ка­ет­ся резер­ви­ро­ва­ние земель, нахо­дя­щих­ся в феде­раль­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти, кото­рая не была предо­став­ле­на физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам, сро­ком до 20 лет.

Это воз­мож­но при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции круп­ных транс­порт­ных объ­ек­тов (желез­ных и авто­мо­биль­ных дорог, мор­ских и реч­ных пор­тов, при­ча­лов аэро­пор­тов, вок­за­лов, мет­ро, судо­ре­монт­ных заво­дов, пла­ву­чих доков, пас­са­жир­ских ком­плек­сов и т.д.

) феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го, муни­ци­паль­но­го и мест­но­го значения.

Таким обра­зом изъ­ять и заре­зер­ви­ро­вать зем­лю уже нахо­дя­щу­ю­ся насе­ле­ния на срок более, чем 3 года, госу­дар­ство не может (если резер­ви­ро­ва­ние состо­я­лось после 1.04.2015 г.).

Что такое свободная экономическая зона

Пра­ви­ла созда­ния ОЭЗ уста­нов­ле­ны Феде­раль­ным зако­ном N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.

По реше­нию пра­ви­тель­ства РФ или мест­ных реги­о­наль­ных орга­нов на части тер­ри­то­рии может быть обра­зо­ва­на зона с осо­бым режи­мом: на неё рас­про­стра­ня­ют­ся пра­ви­ла сво­бод­ной тамо­жен­ной тор­гов­ли и воз­мож­но осу­ществ­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности.

Несколь­ко подоб­ных ОЭЗ могут объ­еди­нять­ся по харак­те­ру дея­тель­но­сти в еди­ное сво­бод­ную эко­но­ми­че­скую зону — кла­стер, и управ­лять­ся одной УК.

В роли управ­ля­ю­щей ком­па­нии (УК), участ­ву­ю­щей в созда­нии и управ­ле­нии ОЭЗ, могут выступать:

  • откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство (ОАО), пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­мое госу­дар­ством (100% акций ОАО при­над­ле­жат ему);
  • ком­мер­че­ская хозяй­ствен­ная орга­ни­за­ция, сотруд­ни­ча­ю­щая с ОАО и заклю­чив­шая дого­вор с пра­ви­тель­ством РФ о сов­мест­ном управ­ле­нии ОЭЗ (ст. 2 зако­на N 116-ФЗ).

Цели создания ОЭЗ

ОЭЗ созда­ют­ся с целями:

  • раз­ви­тия обра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти и высо­ких технологий;
  • стро­и­тель­ство транс­порт­ных объ­ек­тов и созда­ние инфра­струк­ту­ры, с ними связанной;
  • раз­ви­тие сана­тор­но-курорт­но­го биз­не­са и туризма;
  • про­из­вод­ство новой про­дук­ции (ст. 3).

Типы ОЭЗ

В свя­зи с родом дея­тель­но­сти сво­бод­ные эко­но­ми­че­ские зоны мож­но раз­де­лить на такие типы:

  • про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные;
  • тури­сти­че­ские рекреационные;
  • тех­ни­ко-внед­рен­че­ские;
  • пор­то­вые (ст. 4).

Объ­еди­нить меж­ду собой в кла­стер мож­но ОЭЗ одно­го типа или раз­лич­ных типов по реше­нию пра­ви­тель­ства РФ.

Требования к земельным наделам под ОЭЗ

  • Про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные ОЭЗ могут быть созда­ны на тер­ри­то­рии, пло­щадь кото­рой не пре­вы­ша­ет 40 км2.
  • Тех­ни­ко-внед­рен­че­ские — на земель­ных участ­ках не более 4 км2.
  • Созда­ние тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон воз­мож­но на одном или несколь­ких земель­ных участ­ках (Осно­ва­ние: феде­раль­ный зако­ны N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
  • Пор­то­вые ОЭЗ мож­но созда­вать на тер­ри­то­ри­ях, не пре­вы­ша­ю­щих 50 км2, при­ле­га­ю­щих к пор­там (мор­ским, реч­ным, аэро­пор­там) меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния, на зем­лях про­мыш­лен­ной и транс­порт­ной кате­го­рии, кото­рые пред­на­зна­че­ны для стро­и­тель­ства объ­ек­тов пор­то­вой инфра­струк­ту­ры. Они могут вклю­чать в себя часть аква­то­рий и тер­ри­то­рий пор­тов. В их пре­де­лах воз­мож­но нахож­де­ние объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, кро­ме иму­ще­ствен­ных ком­плек­сов (зда­ний мор­ских, реч­ных и аэро­вок­за­лов), осу­ществ­ля­ю­щих обслу­жи­ва­ние пас­са­жи­ров, их посад­ку и высадку.
  • ОЭЗ может зани­мать тер­ри­то­рию одно­го или несколь­ких муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний или субъ­ек­тов РФ. Пре­вы­ше­ние допу­сти­мой пло­ща­ди тер­ри­то­рии ОЭЗ раз­ре­ша­ет­ся толь­ко при соот­вет­ству­ю­щем пра­ви­тель­ствен­ном постановлении.

Запре­ща­ет­ся в осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах:

  • раз­ме­ще­ние ОЭЗ в зонах тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­ви­тия мун. образований;
  • стро­и­тель­ство жилых поме­ще­ний (за исклю­че­ни­ем тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон);
  • раз­ра­бот­ка недр и добы­ча полез­ных иско­па­е­мых (кро­ме при­род­ной мине­раль­ной воды);
  • про­из­вод­ство (либо пере­ра­бот­ка) алко­голь­ной, табач­ной про­дук­ции, бен­зи­на, раз­лич­ных видов топ­ли­ва, масел и дру­гих подак­циз­ных това­ров (кро­ме лег­ко­во­го авто­мо­биль­но­го транс­пор­та и мотоциклов).

Пра­ви­тель­ство РФ впра­ве допол­нять спи­сок огра­ни­че­ний дея­тель­но­сти в ОЭЗ по сво­е­му усмот­ре­нию. Раз­ре­шать или запре­щать опре­де­лен­ные виды дея­тель­но­сти в сво­бод­ных эко­но­ми­че­ских зонах Тамо­жен­но­го Сою­за име­ет пра­во комис­сия ТС.

Заклю­че­ние

Поды­то­жим:

  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд — факт, дока­зы­ва­ю­щий, что в конеч­ном счё­те зем­ле при­над­ле­жит госу­дар­ству. Если в инте­ре­сах госу­дар­ствен­ных орга­нов, субъ­ек­тов, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний будет созда­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных, обо­рон­ных, инже­нер­ных, транс­порт­ных объ­ек­тов на зем­лях, при­над­ле­жа­щих насе­ле­нию, то дан­ные земель­ные участ­ки могут быть изъ­яты из поль­зо­ва­ния и заре­зер­ви­ро­ва­ны на опре­де­лен­ный или неопре­де­лен­ный срок (опре­де­лен до 3 лет при резер­ви­ро­ва­нии после 1.04.2015 г.).
  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для созда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон, запо­вед­ни­ков, соци­аль­но зна­чи­мых объ­ек­тов, раз­ра­бот­ки недр долж­но вестись из земель, при­над­ле­жа­щих не граж­да­нам, а госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фондам.
  • Срок резер­ви­ро­ва­ния земель под осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны обо­зна­чен зако­ном до 2 лет, одна­ко если в ОЭЗ пла­ни­ру­ет­ся созда­ние или рекон­струк­ция транс­порт­ных объ­ек­тов, то срок может быть уве­ли­чен до 20 лет.

Осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны пред­на­зна­че­ны для осу­ществ­ле­ния ком­мер­че­ских про­ек­тов. Одна­ко резер­ви­ро­ва­ние земель под них не долж­но про­ис­хо­дить в ущерб тер­ри­то­ри­аль­но­му раз­ви­тию реги­о­нов страны.

Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земельного участка для муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд не стоит путать с конфискацией земельных участков в пользу федеральных или муниципальных властей, а также с прочими разновидностями ограничений в отношении земли.

Резервные фонды позволяют использовать частные земли в целях, имеющих первостепенное значение для страны и народа.

Такая процедура избавляет от судебных споров в отношении эксплуатации участков, принадлежащих третьим лицам.

Основные понятия

Площади населенных пунктов увеличиваются с каждым годом, как и численность проживающего в них населения. Для возведения новых объектов, необходимых для комфортного проживания граждан, требуется все больше земли.

https://www.youtube.com/watch?v=HCFEnzo7Ey0

Резервирование предполагает введение определенных лимитов на пользование землей для собственников на основании последующей эксплуатации земли в интересах страны. Территорию можно зарезервировать только после соответствующей регистрации надела в органах Росреестра, собственником при этом будет выступать государство.

Такие ограничения могут распространяться на владения частных лиц. При этом может возникнуть противоречие Конституции РФ, где указано, что частная собственность неприкосновенна. Однако подобное положение закона не учитывается, если проведение процедуры необходимо для экономической безопасности и защиты границ государства.

Зарезервированные земельные участки изымаются у владельцев на возмездной основе.

Собственник получает уведомление о планируемых работах на территории его участка, после чего землю оценивают. По результатам экспертизы земля становится предварительно зарезервированной.

Подобный статус с участка снимается в следующих случаях:

  1. необходимость резервирования исчезла ввиду изменения стратегических планов;
  2. начинается процедура выкупа надела.

Решение о включении земли в резерв выносится уполномоченными инстанциями, в зависимости от уровня объекта, который будет размещен на земле. Это могут быть исполнительные органы федерального уровня или власти субъектов РФ, муниципалитеты.

Цели организации резервного фонда

Для запуска процесса перехода земель в резерв требуются следующие основания:

  • нет возможности возвести конструкции государственного или муниципального назначения на других территориях;
  • необходимо разместить на указанном участке объекты, гарантирующие безопасность государства;
  • земля подходит для постройки объектов космического направления;
  • на участке требуется провести пути сообщения, транспортные объекты;
  • изъять землю нужно для проведения или реконструкции систем электро-, газо- и водоснабжения;
  • в пределах надела будут построены дороги муниципального, регионального или федерального уровня;
  • земля подходит для сооружения на ней объектов, важных для защиты границ РФ.

Резервирование потребуется при возведении водохранилищ, природоохранных зон и инфраструктуры особой экономической зоны. Подробную информацию о причинах резервирования можно найти в ст. 49 Земельного кодекса РФ.

Процесс бронирования земли

Порядок перехода участков в резерв для последующей реализации потребностей муниципалитетов контролируется постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. Исходя из требований этого документа, переводить земли в резервный фонд или нет, решает орган исполнительной власти городского, регионального или федерального масштаба по месту нахождения земельного объекта.

Окончательное решение выносится на основании информации из государственного кадастра недвижимых объектов. Соответственно, резервированию не подлежат объекты, не поставленные на кадастровый учет, у которых нет индивидуального номера и кадастрового паспорта.

Для внесения участка в резервный список необходимо иметь подобную документацию:

  • документ о существующих границах расположения строений на указанной территории;
  • планирование и схема размещения построек, необходимых для деятельности природоохранных сооружений, объектов безопасности и обороны;
  • подтверждение оснований для внесения земли в резерв по требованиям определенных государственных программ.

После тщательного изучения представленных бумаг факт бронирования земельного участка оформляют в виде отдельного документа. В нем указывают:

  • цели бронирования земли;
  • перечень документации, необходимой для перевода надела земли в резервный фонд;
  • временные рамки проведения процедуры;
  • кадастровые номера всех земельных участков, находящихся в границах бронируемой территории.

Корректировка прав владельца в отношении его земельного надела и дальнейшая постановка земли на государственный учет оформляется в Росреестре после отправки всех необходимых бумаг.

Решение приобретает законную силу после публикации сведений в региональных СМИ. Если резервирование проводится на муниципальном уровне, то публикация будет расположена в СМИ по месту нахождению земли.

Какие временные рамки существуют

Сроки, в которые производится постановка участка на учет, определены в п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ:

  • на 3 года можно зарезервировать территории для реализации целей муниципальных и государственных властей;
  • наделы, принадлежащие местным и федеральным властям, а также площади, отводимые для возведения объектов экономической зоны, бронируют на срок до 2 лет;
  • в течение 20 лет будут находиться в резервном фонде земли, принадлежащие органам местного и федерального уровня, для возведения и преобразования автомагистралей, морского, воздушного и прочих видов транспорта, метрополитена.

Если постановление о переходе участка в резерв для выполнения нужд населенного пункта или государства было оформлено до 01.04.2015 г., то срок бронирования составляет не больше 7 лет.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Какие права есть у собственников земли

Права владельцев зафиксированы в ст. 40 ЗК РФ. В ст. 56.1 ЗК РФ сказано, что права владельцев могут быть ограничены по причине перехода надела в резерв для осуществления задач муниципалитетов или государства.

В соответствующем документе перечисляются возможности собственника. При этом вводятся некоторые ограничения на:

  • возведение новых конструкций на территории надела;
  • реконструкцию имеющихся строений;
  • оформление участка земли в частную собственность.

Это необходимо для предотвращения повышения выкупной стоимости недвижимых объектов при их изъятии. Подобные ограничения необходимо зарегистрировать в Росреестре. После этого в выписке из ЕГРН появится информация о реквизитах решения о нахождении земли в резерве.

Если владелец участка возведет новые строения самостоятельно или будет реконструировать имеющиеся постройки в период, когда земля находится в резервном фонде, то при изъятии участка владельцу будет компенсирована стоимость объектов, построенных и зарегистрированных до резервирования.

Участки земли могут изъять принудительно или по добровольному согласию.

В последнем случае заключается соглашение между физическим лицом и представителем муниципалитета о выкупе земли. При установлении суммы выкупа будет учитываться:

  • стоимость всех объектов, имеющихся на территории земельного участка;
  • рыночная цена надела;
  • величина убытков, которые понес владелец в связи с незапланированным переездом.

Местная власть должна выслать письменное уведомление собственнику о том, что его земля включена в резервный фонд, в течение 1 недели после вынесения решения. На изучение всей информации собственнику будет выделено 3 месяца.

Переход земли под контроль местной администрации или государства до истечения установленного срока может проводиться исключительно с согласия владельца.

Отмена бронирования земли

Процесс бронирования считается завершенным, а ограничения на использование земли отменяют в следующих случаях:

  • на основании постановления суда;
  • если сроки, оговоренные в соответствующем решении, истекли;
  • при изъятии земельного надела посредством выкупа;
  • если решение о поступлении земли в распоряжение резервного фонда было отменено тем же исполнительным органом, которым ранее было вынесено.

Организация, принявшая решение забронировать определенный земельный надел, должна передать соответствующее заявление о снятии наложенных ограничений в Росреестр в течение 30 дней с даты выхода земли из резерва.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.