Публичная собственность на землю содержание

Содержание

права собственности на землю

Публичная собственность на землю содержание

права собственности на землю – это принадлежащие собственнику того или иного объекта правомочия. В данной статье рассмотрим, что включает в себя содержание права собственности на землю, какими нормами регулируется и какие имеет особенности.

Понятие и содержание права собственности на землю

Право собственности на землю – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в своих интересах, а также устранять вмешательство третьих лиц в сферу своего хозяйственного господства.

Исходя из определения, можно выделить три составляющих правомочия, которые входят в содержание права собственности на землю:

  1. Правомочие владения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над землей;
  2. Правомочие пользования – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность извлекать из земельного участка его полезные свойства;
  3. Правомочие распоряжения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность определять дальнейшую судьбу земельного участка.

Нормы, регулирующие право собственности на землю

Общие положения о праве собственности закреплены Главой 13 Гражданского Кодекса РФ, а конкретно право собственности на землю и другие вещные права урегулированы Главой 17 ГК РФ.

Земельный Кодекс РФ (Глава 3) регламентирует специальные нормы, например:

  • права граждан и юридических лиц на землю;
  • права иностранных граждан;
  • Государственная собственность;
  • Федеральная собственность;
  • собственность субъектов РФ;
  • муниципальная собственность.

Особенности права собственности на землю

Особенности права собственности на землю закрепляются Земельным Кодексом. Они не должны противоречить общим нормам в Гражданском Кодексе РФ.

  1. Не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Перечень таких земель устанавливается Земельным Кодексом и другими Федеральными Законами;
  2. Граждане, являющиеся собственниками земель, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (статья 17 Гражданского Кодекса РФ).

    Для частной собственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования, что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случай смерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др.

  3. При переходе права собственности от одного владельца к другому земельный участок участвует в обороте по принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. То есть, если собственник продает здание или дом, то при продаже права на земельный участок переходят покупателю.
  4. Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.
  5. Некоторые земельные участки имеют свои особенности в части регулирования права собственности. Например, земли сельскохозяйственного назначения. Подробнее о данных особенностях вы узнаете, прочитав эту статью.

Формы собственности на землю

  • Государственная собственность (статья 16 ЗК РФ).

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Субъекты права государственной собственности:

  1. Российская Федерация в лице органов государственной власти;
  2. субъекты Российской Федерации в лице своих органов власти;
  3. государственные предприятия и учреждения;
  4. предприятия и учреждения субъектов РФ.

Объекты права государственной собственности:

  1. земельные участки, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями;
  2. земельные участки, закрепленные за предприятиями и учреждениями субъектов Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами.

  • Федеральная собственность

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами (например, Лесным кодексом, Водным кодексом);
  2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Собственность Субъектов РФ

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами;
  2. право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  4. которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

  • Муниципальная собственность

Субъекты права муниципальной собственности:

  1. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления;
  2. муниципальные предприятия и учреждения.

Объекты права государственной собственности – земля закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  1. Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (например, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”);
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. Приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  4. Безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Субъектами права частной собственности являются:

  1. Физические лица
  2. Юридические лица

Объектами права частной собственности может быть любое имущество, в данном случае земельные участки, которые не являются государственной или муниципальной собственностью.

Юридические лица и граждане пользуются равнозначным доступом к приобретению земли в собственность.

Земельные участки могут быть предоставлены гражданам и ЮЛ из государственной или муниципальной собственности.

Исключение составляют земельные участки, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Например, в частную собственность не могут предоставляться земли, изъятые из оборота, земельные участки общего пользования, земельные участки особо охраняемых природных территорий.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Подробнее о правах иностранных граждан на землю в Российской Федерации читайте в этой статье.

Источник: https://zemarenda.ru/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/

Публичная форма собственности земельным участком. Перевод её в частную собственность

Публичная собственность на землю содержание

Территория каждого субъекта РФ поделена на участки. Часть из них принадлежит частным собственникам.

Незанятые территории находятся на правах публичной формы собственности на землю – это право, которое принадлежит государству. Публичная собственность может распространяться на участки с разным назначением.

У такой формы есть особенности, определённые основания для возникновения и правила перевода в частные угодья.

Суть понятия

В РФ собственниками могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство – самостоятельный субъект права.

В свою очередь, представители государства – это:

  • федеральное образование (государство в целом);
  • региональное образование (субъекты РФ);
  • муниципалитет в составе региона (город, село и т.д).

До того, как стали действовать правила приватизации (перевода объектов из государственного владения в частные руки), публичная форма собственности была в стране основной и практически единственной. На сегодняшний день большинство земельных наделов по-прежнему остаётся в руках государства, но процент частных владений стал гораздо выше.

Законодательство в сфере публичного права на земельные участки

Право собственности на земельный участок регулируется следующими нормативными актами:

  1. гл.3 Земельного Кодекса РФ;
  2. Гражданский Кодекс РФ;
  3. Постановления Правительства РФ и Федеральные Законы;
  4. региональные нормативные документы.

На какие наделы распространяется право публичной собственности

В целом, каждый участок может оказаться во владении государства. Главное, чтобы соблюдались общие требования:

  • границы, установленные в ходе межевания;
  • индивидуальный номер и запись в Кадастре;
  • адрес.

Однако, Земельный Кодекс упоминает ряд земель, которые могут быть только в собственности у государства. Это земли, имеющие категорию:

  1. лесной фонд;
  2. водный фонд и прибрежная зона;
  3. природные памятники и объекты особой важности, федерального значения;
  4. земли запаса с объектами федерального значения на них;
  5. земли, предназначенные для нужд Вооружённых сил РФ;
  6. участки с инфраструктурой общественного значения: теле- и радио вышки, дороги, водопроводы и линии электропередач, объекты космического назначения и прочие земли, удовлетворяющие запросы государства в целом;
  7. земли, содержащие полезные ресурсы федерального значения.

Этих наделы так же подлежат государственной регистрации права собственности. Кроме того, на земли в публичной собственности распространяются правила и регламенты использования, принятые для частных владельцев:

  • использование только в соответствии с целевым назначением, указанном в Кадастре в графе «категория земли»;
  • сохранение участка в чистоте, недопущение обеднения территории, забота об экологической безопасности;
  • соблюдение нормативов использования земельного надела.

Различие в управлении

Субъекты РФ состоят из муниципальных образований. Земельные наделы каждого субъекта делятся на:

  • неотчуждаемые массивы, которые принадлежат государству в целом и не могут быть переданы ни в ведение субъектов, ни муниципалитетам, ни тем более, в частные руки;
  • отчуждаемы массивы. В гражданском праве существует возможность передачи части земель в управление регионов, а затем – муниципалитетов. Это земли, которые могут быть переданы в частные руки. Право передавать остаётся за муниципальными властями. Однако, заполучить в частную собственность участок можно только по определённым правилам.

Правила передачи участков в частные руки

Публичные образования передаются частным владельцам (физическим и юридическим лицам) на основании:

  • права возмездного пользования (договор аренды);
  • права бессрочного постоянного использования;
  • права пожизненного наследуемого владения (в данный момент участки на таком основании не выдаются, но выданные ранее продолжают существовать в этой форме собственности).

Все эти варианты осуществляются без смены владельца: пользуется землёй частное лицо, но она продолжает принадлежать муниципалитету.

  • Плюсы такого владения: не нужно платить земельный налог, так как эта обязанности возлагается на собственника, а государство не может являться налогоплательщиком;
  • Минусы: нет возможности использовать участок как инструмент обогащения и передать его третьему лицу: продать, завещать, подарить.

Что даёт приватизация участка

  1. право распоряжения;
  2. возможность сдать надел в долгосрочную и краткосрочную аренду;
  3. право заложить участок в банк, чтобы обеспечить обязательства перед банком, например, при получении крупного кредита или ипотеки.

Как приватизировать землю, находящуюся в публичной собственности

Эти нормы регулируют Гражданский и Земельный Кодексы. Варианты приватизации:

  1. безвозмездное оформление после определённого периода пользования. Этим правом наделены льготные категории граждан: многодетные семьи, семьи, построившие на участке жилой дом для себя, семьи, ведущие фермерское хозяйство на желаемой территории более 5 лет, муниципальные и региональные госслужащие, пользователи земель в составе СНТ и дачных товариществ. Дополнительно в этот список могут включаться иные льготники – это решают региональные власти;
  2. выкуп по кадастровой стоимости. Эта процедура может происходить через торги (участие в аукционе) или без них. Это зависит от назначения и ценности земли, а так же целей, для которых будущий собственник хочет приобрести участок.

Аукционы

Инициировать аукцион может как сам будущий владелец, так и государство. Правила, по которым строятся торги, если их инициировал муниципалитет:

  • он организует межевание с определением границ;
  • он извещает потенциальных участников-покупателей о предстоящих торгах через СМИ и свой официальный сайт.

Если инициатор – частное лицо, в его обязанности входит:

  • подача заявления или просьбы о продаже желаемого участка с обоснованием своих целей;
  • межевание этого участка;
  • присутствие на торгах, участие в них.

Документы для приватизации

Если по итогам аукциона участок находит нового владельца, он должен заключить с представителем муниципалитета договор купли-продажи, а затем зарегистрировать право собственности в Кадастровой палате. Понадобятся документы для выкупа:

  1. заявление в муниципалитет;
  2. удостоверение личности (паспорт) или регистрационные документы юридического лица;
  3. акт о межевании;
  4. если участок уже был в использовании – документы, подтверждающие это (договор аренды, распоряжение о выдаче земли в бессрочное пользование и тд);
  5. протокол аукциона или документы, подтверждающие право выкупа земли без аукциона (льготный статус);
  6. квитанции об оплате участия в аукционе, стоимости земли и тд.

Для оформления права:

  1. заявление о внесении изменений в кадастровый паспорт в связи со сменой владельца;
  2. паспорт или учредительные документы;
  3. договор купли-продажи;
  4. межевой план;
  5. квитанция об уплате госпошлины.

Заключение

Участки, находящиеся в публичной собственности, принадлежат различным структурам государства. Выкупить в частное владение можно только некоторые категории земель.

Для выкупа потребуется наличие льгот или участие в аукционе, который может инициировать сам будущий собственник. Оформление участка, купленного у муниципалитета, происходит по стандартной схеме в МФЦ или Росреестре.

Право владения даёт возможность продать, обменять, подарить или передать по наследству владение.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/publichnaya-forma-sobstvennosti/

Какие права имеет собственник земельного участка

Публичная собственность на землю содержание

Земля — это объект владения, а значит, по закону, собственник может распоряжаться землей для получения выгоды. Владение предметом недвижимости означает физическую и юридическую законность ваших будущих операций с имуществом. Кроме этого, содержание права собственности на землю включает:

  1. Законный владелец самостоятельно обрабатывает землю, передает некоторые права на имущество другому лицу, совершает коммерческие (правовые) сделки или выставляет имущество на торги;
  2. Собственник продает, временно передает права пользования и распоряжения имуществом (аренда), предоставляет имущество под залог или обременение и иным способом;
  3. Любой гражданин РФ может совершать законные сделки с землей, но без ущерба окружающей среде и нанесения вреда правам и законным интересам окружающих;
  4. Доверительное управление землей допустимо по инициативе и в интересах собственника;
  5. Арендатор не является собственником, получает землю во временное пользование и не может самовольно распоряжаться чужим имуществом;
  6. Публичная собственность на землю — это принадлежность объекта к публично-общественному образованию (государству, субъекту РФ, муниципалитету).

Какими правами обладает собственник земельного участка

Простым языком, собственник земельного участка имеет право определять судьбу имущества независимо и самостоятельно. Обладая юридическими правами, собственник может распоряжаться землей по своему усмотрению. Кроме этого, право распоряжаться имуществом позволяет:

  • продавать землю;
  • передавать имущество во временное пользование, владение и распоряжение;
  • выставлять землю в качестве залога или обременения.

Современные формы пользования землей

По прямому назначению:

  1. построить дом или иные здания (сооружения), в зависимости от разрешенного использования и регламента развития застройки населенного пункта в перспективе, с соблюдением природоохранных, санитарных норм и противопожарной безопасности;
  2. добывать воду в подземных (скважины) или поверхностных источниках (пруды), расположенных на участке;
  3. благоустраивать, орошать или осушать территорию;
  4. выращивать фрукты и овощи, домашних животных, разводить на участке пчел для нужд семьи.

Иное:

  1. передавать земли во временное пользование за плату, в качестве предмета аренды;
  2. предоставлять землю в постоянное (бессрочное), срочное безвозмездное пользование или пожизненное владение, с возможностью наследования.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Использовать землю по прямому назначению, с условием пожизненного наследуемого владения земельным участком могут частные лица, получившие имущество в пользование до вступления в силу Земельного Кодекса 2001 года. Вся земля Советского периода правления принадлежала государству, поэтому выделяемые наделы имели статус публичных земель.

После принятия в пост советской России Закона о земле, пожизненно наследуемые владения земельным участком не выделяют. Государство признает законность полученных участков, но проводит политику последующей приватизации.

Регистрировать право не обязательно. Условия пользования участком определяют разрешенное использование и регламент, установленный муниципальным образованием на данной территории. Дом или другие постройки, возведенные на публичной земле, необходимо оформлять в собственность в установленном порядке.

Физические лица обладают правом владения и пользования, но ограничены в праве распоряжения:

  • Участок, который имеет статус пожизненного наследуемого владения, не всегда можно оставить в наследство;
  • Продать, предоставить публичную землю в качестве залога или для коммерческой сделки, нельзя. Подобные действия влекут отчуждение земли;
  • Только наличие свидетельства, которое подтверждает факт законного получения участка от государства, позволяет оформить землю в собственность.

Факт возникновения законных прав на собственность должен иметь документальное подтверждение. Документы на землю, которые хранятся в семейных архивах — срока давности не имеют, государство гарантирует их актуальность. Правомерность документов в юридических сделках подтверждает регистрация в РосРеестре.

Право собственника на землю находит отражение в первичных документах, согласно которым земля перешла в собственность гражданина:

  1. акты о выделении земли уполномоченными органами;
  2. договора покупки, дарения, обмена;
  3. свидетельство о получении наследства;
  4. судебные решения в пользу собственника;
  5. приватизация земли под существующим строением, которое принадлежит собственнику участка.

При регистрации прав на недвижимое имущество оформляют правоудостоверяющие документы, к которым относятся:

  • свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН;
  • свидетельство о пожизненном владении землей;
  • свидетельство о праве бессрочного владения землей;
  • государственный акт на право пользования или на право собственности.

Сведения, которые указаны в правоудостоверяющих документах, должны совпадать и подтверждать данные первоисточника. Документы, устанавливающие право на имущество, выданные до введения Земельного Кодекса России, обладают бессрочными полномочиями. Правоустанавливающие документы необходимо корректировать и обновлять каждые 5 лет, согласно регламенту.

Источник: https://zembaron.ru/raznoe/kakie-prava-imeet-sobstvennik-zemelnogo-uchastka/

Публичная форма собственности земельного участка: что это, как перевести в частную

Публичная собственность на землю содержание

/ Недвижимость / Земельный участок / Право собственности / Формы собственности

Назад

: 14.07.2017

Время на чтение: 12 мин

0

284

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

  • Понятие и законодательное регулирование
  • Основания для возникновения
  • Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  • Права и обязанности участников
  • Отличия от частной собственности

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А.Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»).

В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе.

Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г.

и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г.

№745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г.

Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими.

Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Свидетельство на право собственности: выписка ЕГРН

С июля 2021 года при регистрации права собственности прекращена выдача свидетельств. С указанного времени надлежащим правоустанавливающим документом является выписка из ЕГРН. что подтверждено нормами Федерального закона № 218-ФЗ.

Тем не менее, ранее выданные свидетельства сохраняют свою юридическую силу и надлежащим образом удостоверяются права собственника на объект недвижимости. По итогам сделок распоряжение имуществом вместо свидетельства собственники буду получать оформленные выписки из ЕГРН.

Выписка ЕГРН 1

Выписка ЕГРН 2

Выписка ЕГРН 3

Выписка ЕГРН 4

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно

— попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (495) 128-73-40 (Москва)

+7 (812) 603-71-55 (Санкт-Петербург)

8 (800) 302-33-75 (бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

Отличия от частной формы владения

Основным отличием публичной формы собственности от частной является отсутствие конкретного лица, которому принадлежит территория. То есть, государственные земли не имеют точного собственника, в то время как у частной территории в выписке ЕГРН указано лицо, которое владеет данной землей.

Второе существенное отличие частных и публичных форм владения – налогообложение для владельцев земель. Государственные наделы не облагаются земельным налогом, в то время как юридические и физические лица, владеющие территорией, ежегодно оплачивают налоговый сбор.

Все блага, полученные от эксплуатации территории, имеющей публичную форму владения, принадлежат обществу. Если надел принадлежит частному лицу, то блага достаются только собственнику.

Отчуждение участков, принадлежащих государству, происходит путем приватизации, сдачи в аренду или на основании договора бессрочного пользования. Частные территории могут быть отчуждены по договору купли-продажи, дарения, завещания или иным основаниям, не противоречащим закону.

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

Источник: https://SberIpoteka-2020.ru/zhilishchnoe-pravo-drugoe/publichnaya-sobstvennost-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.