Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую

Содержание

Право заменить инвентаризационную стоимость на кадастровую: первый взгляд на Постановление КС РФ от 15.02.2019 № 10-П

Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую

Предыстория дела

Гражданка Низамова с 2013 года имела в собственности жилой дом в селе Гоньба Алтайского края. В Алтайском крае налог на имущество граждан рассчитывается от инвентаризационной стоимости недвижимости, переход к обложению по  кадастровой стоимости произойдет лишь в 2020 году. 

Инвентаризационная стоимость дома Низамовой была определена в размере 3,1 млн рублей. С учетом ставки налога в 1,5% размер налога составил 47,5 тыс. рублей. В отношении дома также была установлена и кадастровая стоимость в размере 2,8 млн рублей.

Низамова подсчитала, что если бы Алтайский край уже перешел к налогообложению объектов недвижимости граждан по их кадастровой стоимости, то размер налога составил бы всего 2,8 тыс. рублей.

Такое положение дел она сочла нарушающим принцип равенства налогообложения, поскольку она вынуждена платить налог в гораздо большем размере по сравнению с гражданами тех субъектов РФ, которые уже перешли к налогообложению по кадастровой стоимости.

Позиция Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ согласился с заявительницей, выдвинув несколько тезисов.

1. Вполне допустимо само по себе установление переходного периода, в пределах которого субъекты РФ самостоятельно решают, проводится ли налогообложение недвижимости по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

2. Но введение такого периода не должно приводить к тому, что на граждан, обладающих сопоставимой по рыночной стоимости недвижимостью, возлагалось бы существенно различное налоговое бремя.

3.

Из-за несовершенства инвентаризационной стоимости и большого диапазона ставок, применяемых при обложении по инвентаризационной стоимости (от 0 до 2%) может сложиться ситуация, при которой налог на имущество, рассчитанный от инвентаризационной стоимости объекта окажется существенно больше налога, определенного исходя из кадастровой стоимости того же объекта. Это нарушает справедливость и соразмерность налогообложения.

С учетом всего сказанного КC РФ признал конституционной ст. 402 НК РФ, допускающую переходный период.

Одновременно он указал на право налогоплательщиков в регионах, где в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, требовать расчета налога на основании кадастровой стоимости (а при ее отсутствии – рыночной стоимости, определенной самим налогоплательщиком) и соответствующей ей налоговой ставки, но лишь в случае, если сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости в два или более раз превышает налог, исчисленный исходя из кадастровой (рыночной) стоимости[1].

Таким образом КС РФ, по существу, позволил налогоплательщикам самим решить, продолжать ли им платить налог по инвентаризационной стоимости, или перейти к налогообложению по кадастровой стоимости, не дожидаясь соответствующего решения на уровне субъекта РФ. 

Наделение подобным правом – это вполне эффективный способ решения проблемы неравенства налогоплательщиков в переходный период. В то же время этот подход ставит ряд вопросов, на три из которых хочу обратить внимание в этой заметке.

1. За какие налоговые периоды налогоплательщики вправе требовать расчета налога на имущество по кадастровой (рыночной) стоимости?

Видится три основных варианта ответа:

1.1. С 2015 года, когда в НК РФ появилась глава 32 «Налог на имущество физических лиц» и начался переходный период, в течение которого расчет налога в различных субъектах РФ мог проводится по инвентаризационной или по кадастровой стоимости.

Если право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости, предоставленное Конституционным Судом РФ, – это мера защиты против неравного положения налогоплательщиков, вызванного переходным периодом, то такое право должно возникать одновременно с введением переходного периода. То есть сейчас в 2019 году граждане вправе требовать пересчета налога на имущество с 2015[2] года и далее.

1.2. С налогового периода, в котором налогоплательщик обратился к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

По общему правилу последствия реализации права наступают только на будущее время. Поэтому если налогоплательщик реализует право на изменение налоговой базы по налогу на имущество, то он не может претендовать на пересчет налогов за предыдущие налоговые периоды, поскольку иное прямо не предусмотрено законом или в нашем случае – Постановлением № 10-П.

То есть на текущий момент граждане смогут потребовать пересчета налога на имущество лишь за 2019 год. Сумма налога за 2018 и предыдущие годы, исчисленная от инвентаризационной стоимости, останется неизменной.

1.3. С налогового периода, предшествующего году обращения налогоплательщика к налоговому органу с требованием об исчислении налога на имущество от кадастровой (рыночной) стоимости.

Данный подход основывается на буквальном прочтении резолютивной части Постановления № 10-П.

В ней КС РФ указывает, что право на переход к налогообложению по кадастровой (рыночной) стоимости возникает в том случае, «когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости». В силу ст.

408 сумма налога исчисляется налоговым органом по истечении налогового периода. То есть в 2019 году будет исчислен налог за 2018 год, и при существенном расхождении с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой (рыночной) стоимости, у налогоплательщика появится право в 2019 году заявить о перерасчете налога за 2018 год, но не за 2017 и предыдущие годы.

По первому впечатлению, Конституционный Суд РФ основывался на третьем варианта ответа. Для меня пока он тоже ближе, хотя я и не готов предложить ему достаточное обоснование в сопоставлении с первым вариантом.

Возможные аргументы про принцип сбалансированности бюджетов и необходимость прогнозируемости бюджетных поступлений, которые могут быть выдвинуты против пересчета налога на имущество за предыдущие налоговые периоды, звучат неубедительно. Каких-то других пока не вижу.

Возможно, кто-то из читателей сможет предложить свой взгляд на этот вопрос.

2. Вправе ли юридические лица по аналогии применять позицию КС РФ к налогу на имущество организаций?

В отдельных регионах налог на имущество организаций по-прежнему рассчитывается на основании остаточной стоимости недвижимости (в отношении всех или части объектов). Вправе ли юридические лица в таких регионах на основании Постановления № 10-П требовать расчета налога на имущество на основании кадастровой (рыночной) стоимости своей недвижимости?

Не уверен, что наберется много случаев, когда организации будут заинтересованы в таком расчете, поскольку обычно сумма налога, определенная по кадастровой стоимости, оказывается выше.

Тем не менее ко мне несколько раз обращались организации, недовольные тем, что они не попали в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется по кадастровой стоимости.

Исходя из этого предполагаю, что в отдельных случаях у организации может быть заинтересованность в переходе к обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Что касается возможности применения позиции Конституционного Суда РФ по аналогии, то можно отметить, что к тому нет, по крайней мере, формальных препятствий.

Для того, чтобы признать право на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости Конституционному Суду РФ не потребовалось признавать неконституционной ст. 402 НК РФ.

Основания к данному праву он усмотрел в общих положениях НК РФ о равенстве и справедливости налогообложения, которые применимы и в случае, если мы говорим о налоге на имущество организаций.

В части обоснованности подобной аналогии нужно учитывать, что глава 32 НК РФ, по существу, также устанавливает переходный период, в течение которого субъекты РФ самостоятельно решают, когда им перейти к обложению налогом по кадастровой стоимости.

В результате также может возникнуть ситуация, при которой, обладая недвижимостью одинаковой рыночной стоимости, организации из разных регионов будут вынуждены платить существенно отличающиеся размеры налогов из-за того, что в одном случае налог определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, а в другом – исходя из его остаточной стоимости.

В этом смысле предпосылки для признания права на индивидуальный переход к налогообложению по кадастровой стоимости одинаковы для налогов на имущество физических лиц и организаций.

На этом основании можно предположить, что и юридические лица вправе требовать перехода к расчету налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением № 10-П.

3. По каким правилам должна определяться рыночная стоимость для целей определения налоговой базы?

Как уже отмечалось, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена, то Конституционный Суд РФ признает за гражданином право требовать использования для расчета налоговой базы рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что эта рыночная стоимость должна рассчитываться без учета прав аренды, залога и пр.

частных ограничений; исходя из текущего вида использования недвижимости, а не наиболее эффективного; то есть в целом – исходя из тех правил определения, которые характерны для кадастровой стоимости, как стоимости налогооблагаемой.

Иными словами, в действительности речь должна идти не о чисто рыночной стоимости, а об ограниченной рыночной стоимости – той, которая определяется в делах об оспаривании кадастровой стоимости. Подробнее об этом -см.

Что такое правила определения кадастровой стоимости и почему они делают невозможным ее приведение в соответствие с рыночной? При противоположном подходе создается существенный риск злоупотребления гражданами правом, предоставленным Конституционным Судом РФ, за счет искусственного занижения рыночной стоимости, например, путем заключения фиктивных договоров аренды или залога.

Во-вторых, остается неопределенным, на какую дату следует рассчитывать рыночную стоимость? Конституционный Суд РФ не уточняет свою позицию на этот счет.

Исходя из того, что налоговая база по налогу на имущество является количественным выражением капитала, как экономического основания данного налога, и с учетом действующих правил п. 2 ст.

375 НК РФ можно предположить, что рыночная стоимость должна определяться по состоянию на 1 января налогового периода, в котором она будет применяться для целей расчета налога.

Коллеги, буду рад услышать ваше мнение по Постановлению № 10-П в целом и выделенным проблемам в частности.

[1] Дословная цитата: «Признать не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости».

[2] Пункт 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ создает препятствия для пересчета налога в административном порядке за 2015 год, поскольку с тех пор прошло уже более 3 налоговых периода. Однако это не должно служить препятствием для пересчета в судебном порядке.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/02/25/pravo_zamenit_inventarizacionnuyu_stoimost_na_kadastrovuyu_pervyj_vzglyad_na_postanovlenie_ks_rf_ot_

Отличия кадастровой стоимости квартиры от инвентаризационной

Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую

Вся недвижимость подлежит оценке, и по действующему законодательству возможно применение трёх видов ее стоимости: рыночной, кадастровой и инвентаризационной.

Уплата налогов на недвижимость осуществляется исходя из значений кадастровой или инвентаризационной стоимости. С 2015 года Россия стала переходить на использование кадастровой стоимости, более приближенной к значениям рыночной, чем инвентаризационная.

Переход осуществляется постепенно с перспективой в 5 лет. То есть фактически в 2021 году еще есть случаи расчета налогооблагаемой базы по инвентаризационной стоимости.

Кадастровая и инвентаризационная стоимость квартиры: в чем разница между ними? Как происходит процедура оценки жилья в том и ином случае? Можно ли оспорить полученные значения?

Что такое инвентаризационная стоимость квартиры?

Инвентаризационная стоимость – это показатель оценки недвижимости и расчета налогов от сделок с ней. При ее расчёте используется общая площадь жилья, степень износа квартиры, расходы на строительные материалы и условия предоставления коммунальных услуг.

Иные показатели при этом не учитываются, отчего инвентаризационная стоимость остаётся слишком далекой от рыночной. До 2015 года этот показатель был единственным в оценке недвижимости.

Инвентаризационная стоимость примерно в 10 раз меньше рыночной стоимости жилья.

Инвентаризационная стоимость до сих пор используется, особенно при приватизации жилья и иных сделках с недвижимостью. Ее значение определяют сотрудники БТИ (бюро технической инвентаризации).

Расчёт инвентаризационной стоимости осуществляется в соответствии с Приказом Минстроя РФ № 87 от 1992 года.

Рассчитывается инвентаризационная стоимость квартиры следующим образом:

  1. В Сборнике № 28 берутся укрупнённые показатели восстановительной стоимости квартиры.
  2. На основании показателей оценивается реальная стоимость квартиры.
  3. Для расчета учитывается динамика цен за расчетный период.
  4. На дату последней проведённой инвентаризации рассчитывается степень износа жилья.
  5. Из восстановительной стоимости вычитают реальный износ и получается инвентаризационная стоимость квартиры.

Знание значения инвентаризационной стоимости квартиры даёт возможность проверить правильность начисления налоговых вычетов и пеней.

Как узнать инвентаризационную стоимость?

Инвентаризационная стоимость содержится в специальной справке, которую выдаёт БТИ. Обратиться для этого нужно в ближайшее отделение бюро.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом:

  1. Если с объектом недвижимости Вы планируете совершить какую-либо сделку, нужно заранее выяснить необходимость приложения к ней справки об инвентаризационной стоимости.
  2. Найти адрес БТИ, которое может оказать данную услугу.
  3. Прийти в БТИ с паспортом и документами, подтверждающими право собственности на квартиру.
  4. Написать заявление о выдаче справки и вместе с другими документами предъявить в БТИ.
  5. Нужно будет заплатить стоимость услуги сотрудникам БТИ.
  6. В назначенный срок вернуться в БТИ за справкой.

Если нет времени самостоятельно этим заниматься, можно нанять представителя и оформить доверенность на представление Ваших интересов. Кроме того, запросить справку можно в МФЦ или через портал Госуслуг.

Даже несмотря на то, что постепенно проявляется переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой для налога на жилье, инвентаризационная стоимость все равно будет учитываться в общей формуле с учетом дефлятора.

Что такое кадастровая стоимость квартиры?

Кадастровая стоимость квартиры – это по сути ее рыночная цена или максимально приближенная к данной категории величина. Кадастровая стоимость обычно меньше рыночной всего в 1,5-2 раза, иногда выше.

Кадастровая стоимость – это величина, которая устанавливается посредством проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о такой оценке.

Кадастровую стоимость часто снижают в судебном порядке для сокращения налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Кадастровая стоимость квартиры пересматривается каждые 5 лет.

Для оценки кадастровой стоимости учитываются ряд факторов, в частности:

  1. Цена жилья в момент ввода его в эксплуатацию.
  2. Год постройки.
  3. Количество этажей.
  4. Материалы стен и наличие балкона.
  5. Инфраструктурные расположение объекта недвижимости.

К примеру, дом может иметь 2 этажа и глубокий подвал, который кадастровая служба рассматривает в качестве жилого помещения. Однако проживать в таком подвале никто не может.

Получается, что кадастровая стоимость объекта намного больше его реальной рыночной стоимости. Собственнику недвижимости приходится через суд доказывать обратное и снижать размер кадастровой стоимости жилья.

Использование кадастровой стоимости квартиры регламентируется ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ» и ФЗ № 237 «О государственной кадастровой оценке».

Чем кадастровая стоимость отличается от инвентаризационной?

Что такое кадастровая стоимость и инвентаризационная стоимость, мы определились. Осталось рассмотреть их сравнительный анализ для того, чтобы понять целесообразность перехода страны на кадастровый учёт недвижимости.

И тот, и другой показатель имеют важное значение для расчета общей стоимости недвижимости и налогов на неё.

Что больше кадастровая стоимость или инвентаризационная?

Рассчитываются два данных показателя совершенно разными способами. Так, значение кадастровой стоимости определяют независимые оценщики. Кадастровая стоимость обычно превышает инвентаризационную стоимость в 5-7 раз.

Вообще использование инвентаризационной стоимости действует уже на протяжении 30 лет, что свидетельствует об устаревании данного метода оценки. Все потому, что инвентаризационная стоимость учитывает только текущее состояние объекта недвижимости.

Полный переход в стране от инвентаризационной к кадастровой стоимости жилья планируется в 2021 году.

Налогообложение

Некоторые регионы страны уже полностью перешли на расчет по кадастровой стоимости, другие продолжают использовать инвентаризационный расчет. Так или иначе пока можно для определения налогооблагаемой базы применять и кадастровый расчет, и инвентаризационный.

В инвентаризационном расчёте учитывают год возведения здания и степень его износа. В ст. 404 НК РФ сказано, что налоговая база по инвентаризационной стоимости учитывается как инвентаризационная стоимость по последним данным с учетом коэффициента-дефлятора.

Дело в том, что до 1 марта 2013 года в налоговые органы БТИ должны были предоставлять постоянные данные о расчёте инвентаризационной стоимости.

Чтобы рассчитать базу по кадастровой стоимости, нужно вычесть из общей стоимости определенное количество квадратных метров:

  • 10 квадратных метров для комнаты;
  • 20 квадратных метров для квартиры;
  • 50 квадратных метров для частного дома.

Сведения об инвентаризационной стоимости отражены в техническом паспорте или справке об инвентаризационной стоимости жилья, о кадастровой стоимости – в кадастровом паспорте.

Способы получения

Справку об инвентаризационной стоимости можно получить только через личное присутствие в БТИ. Обратиться за справкой могут собственники жилья, арендаторы или представители по доверенности.

Для этого с собой им нужно иметь:

  • паспорт;
  • свидетельство о праве собственности на квартиру или выписку из ЕГРН;
  • арендный договор жилья;
  • чек об оплате.

Стоит заказ справки 540 рублей за один экземпляр данного документа.

Кадастровую стоимость жилья можно узнать удаленно на сайте Росреестра только при наличии кадастрового номера объекта. В таком случае интересующая цифра просто высветится на экране компьютера.

Эта услуга абсолютно бесплатна. Воспользоваться ею смогут только те граждане, которым известен кадастровый номер квартиры.

Если нужно получить официальную бумажную выписку, придётся направлять специальный запрос на сайте Росреестра. Получить на руки или на электронную почту документ можно будет в течение 3 дней после отправки заявления.

Как происходит оценка?

Кадастровая оценка стоимости жилья происходит быстрее чем инвентаризационная. Во втором случае выглядит это таким образом:

  1. Определяется восстановительная стоимость.
  2. Стоимость пересчитывается с учетом цен текущего года.
  3. Определяется стоимость износа объекта.
  4. С учетом износа определяется реальная инвентаризационная стоимость.
  5. Налог рассчитывается путём умножения полученной стоимости на поправочный коэффициент.

Кадастровая стоимость определяется по иному алгоритму:

  1. Решение о переоценке принимает администрация.
  2. Составляется список объектов недвижимости, которые переоцениваются.
  3. На основе конкурса привлекается независимая оценочная организация.
  4. Проводится оценка в соответствии с актуальными коэффициентами.
  5. Составленный отчёт подвергается дополнительной экспертизе.
  6. Сведения поступают в отделение администрация, которая их публикует для свободного доступа всех желающих.
  7. Новые данные фиксируются в базе.

Плановые инвентаризационные оценки проводятся массово и по территориальному принципу.

Помимо плановой оценки инвентаризационной стоимости может быть повторная оценка и принудительная. Первая проводится по заявлению собственника, вторая – на основании судебного решения.

Все итоги оценок фиксируются в бюро технической инвентаризации.

Оспаривание стоимости

Собственники квартир могут оспорить и инвентаризационную, и кадастровую стоимости жилья.

Происходит оспаривание инвентаризационной стоимости жилья следующим образом:

  1. Иск подаётся в суд по месту нахождения недвижимости, ответчиком выступает оценивающая организация.
  2. Юридические лица должны подавать иск в арбитражный суд.
  3. К иску обязательно прикладываются акт о независимой экспертизе, инвентаризационный паспорт жилья и правоустанавливающие документы на квартиру.

Кадастровую стоимость следует обжаловать в случае, если она превышает рыночную стоимость, и установлена в то же время, что и рыночная.

Для начала следует попробовать оспорить полученное значение в комиссии Росреестра. Если сделать это не получится, тогда можно будет подавать иск в суд.

К исковому заявлению об оспаривании кадастровой стоимости следует приложить:

  • кадастровый паспорт объекта;
  • документы на собственность на квартиру;
  • документы, подтверждающие недостоверность полученной стоимости;
  • отчёт об оценочной рыночной стоимости квартиры.

Чтобы оспорить кадастровую стоимость, нужно успеть в срок 6 месяцев после после внесения информации с ЕГРН. В отношении оспаривания инвентаризационной стоимости сроки неограничены.

Подавать иски всегда нужно в двух экземплярах. Второй из них будет направлен ответчику для того, чтобы он знал, по какому спору ему нужно явиться в суд.

Инвентаризационная и кадастровая стоимости квартиры используются для определения налогооблагаемой базы и для заключения сделок с недвижимостью.

С 2015 года по 2021 год в стране происходит переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой, более приближенной к значениям рыночной цены жилья.

Источник: http://expert-home.net/kadastrovaya-i-inventarizatsionnaya-stoimost-kvartiry-v-chem-raznitsa/

Чем отличается инвентаризационная стоимость от кадастровой

Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую

В январе 2015 года в стране начал работать закон, который внёс некоторые изменения в правила налогообложения имущества, принадлежащего гражданам страны. До вступления этих изменений в юридическую силу, понятия «кадастровая стоимость» не было в привычном обиходе.

Ценообразование и налог находились в прямой зависимости от рыночной и инвентаризационной оценки. Последней занимается непосредственно БТИ.

Сейчас в налоговом кодексе действует поправка, которая расценивается экспертами как первый шаг к налоговым реформам, которые увеличат налоговую нагрузку граждан на двадцать процентов. Совсем скоро реформы будут завершены, расчеты БТИ сместятся кадастровой системой.

В чём главные отличия двух методик? Чем отличаются кадастровая стоимость от инвентаризационной? Собственники частного жилья уже сейчас задают вопросы и делают совершенно обоснованно. Важно как минимум поверхностно понимать, в чём состоит разница.

Инвентаризационная стоимость и её характеристики

Инвентаризационная стоимость недвижимости – сумма, в которую специалисты БТИ оценили объект недвижимости по следующим характеристикам: возраст здания, площадь жилья, наличие или отсутствие удобств, хозяйственных помещений, лоджии или балкона и т.п. Информация об этой стоимости отражена в техническом паспорте. Значение, определяемое по этим параметрам, гораздо ниже реальной цены объекта.

Информация об инвентаризационной стоимости необходима физическому лицу в следующих ситуациях:

data-matched-content-ui-type=”text_card”

  • когда оформляется наследство;
  • при приватизации жилья;
  • для расчёта налоги, если недвижимое имущество не внесено в реестр ГКН.

Выяснить инвентаризационный номинал можно в БТИ. Для этого в организации заказывается справка.

Если физическое лицо обращается в суд или оформляет наследство, обязательно потребуется документальное подтверждение инвентаризационной оценки

Кадастровая стоимость и её характеристики

Для определения кадастровой стоимости в расчёт берутся те же показатели, что для инвентаризационной, с некоторыми дополнениями. Кроме конкретных характеристик объекта оценки учитываются:

  • район, в котором расположена недвижимость;
  • территориальное расположение дома в этом районе;
  • близость остановок общественного транспорта;
  • отсутствие/присутствие в шаговой доступности школ, детских садов, магазинов и других объектов инфраструктуры;
  • наличие парковки вблизи дома, какая парковка – крытая или под открытым небом;
  • дороговизна земли, на которой стоит дом и т.д.

Результаты оценки БТИ могут отличаться от кадастрового значения в несколько раз.

Кадастр недвижимости VS БТИ

До вступления в силу изменений в законодательстве имущество физического лица оценивалось исходя из данных БТИ. Поскольку размер налогов формировался на основе инвентаризационных сведений, платежи не соответствовали реальному состоянию жилья.

Пример.

Квартира постройки советских времён в историческом центре районного города N (земля, на которой стоит дом дорогая), ясли-сад и школа во дворе, магазины в шаговой доступности, но без ремонта, по расчётам БТИ стоит дешевле, чем квартира на окраине города N в новостройке. При этом нужно учесть, что вторая квартира превосходит первую по площади в разы, но уступает по территориальному размещению. Соответственно, и налог на первую квартиру меньше, чем на вторую.

Морально устаревшая и недостаточно эффективная методика инвентаризационной оценки была заменена на способ расчёта по кадастру, приближающего ставки налога к настоящей цене объекта на рынке. Чтобы уровнять величину налоговых платежей и была введена кадастровая стоимость.

Кадастровая оценка недвижимости даёт более точное представление о реальной её стоимости. Поэтому именно этот показатель используется в расчёте налога на недвижимость

Отличия инвентаризационной стоимости от кадастровой

Разница между этими двумя показателями не только в отличии сумм, которые занесены в реестр. Более подробно об этом ниже.

Разница в количественном выражении

Между размером стоимости кадастровой и инвентаризационной присутствует ощутимая разница.

Первая максимально приближена к рыночной цене объекта, то есть это практически та сумма, которую могут предложить покупатели за этот объект на рынке недвижимости.

Вторая – по сути представляет собой себестоимость квадратных метров объекта недвижимости, рассчитанную исходя из затрат на строительство и учитывая износ здания.

Если сравнивать рыночную цену, например, квартиры, с её оценкой БТИ и по кадастру, то инвентаризационная стоимость будет меньше в 10 раз, а кадастровая в 1,5 раза.

Порядок оценки

Недвижимость по кадастру и инвентаризации считается неодинаково. Инвентаризационный анализ требует к себе повышенного внимания и скрупулёзного проведения операций подсчета:

  • определяется текущая стоимость путём переоценки первоначальной с учётом износа;
  • рассчитывается инвентаризационный показатель.

Кадастровую оценку формировать значительно проще и быстрее:

  • решение о проведении оценки принимается региональными властями;
  • проводится конкурс, по результатам которого выбирается компания для проведения процедуры оценки;
  • проводятся расчёты в соответствии с актуальной законодательной базой;
  • анализируется итоговый отчёт о проведении кадастрового оценивания;
  • итоговые данные в дальнейшем проходят утверждение в государственных органах и публикуются;
  • заключительный этап – занесение информации в общую базу.

БТИ производит расчёты в зависимости от себестоимости недвижимого объекта, учитывает затраты на возведение и снос. Стоимость в конечном счёте не соответствует рыночной и даже не приближена к этим цифрам. Кадастр более актуален для налогообложения, так как берёт в расчёт больший перечень показателей

Кто выдаёт

Узнать информацию об инвентаризационной стоимости можно в БТИ, для этого следует сделать запрос о выдаче справки. На руки документ выдаётся исключительно собственнику.

Документ о кадастровой стоимости можно получить от Кадастровой палаты, ЕГРП или дистанционно, с помощью веб-ресурса организации Росеестр.

Разница в расчёте налога

Налоги рассчитываются на основании инвентаризационной стоимости по следующей формуле:

ИС=СВ*(1-ПИЖ/100+ПДЖ),

в этой формуле ИС – инвентаризационная стоимость, СВ – восстановительная стоимость, ПИЖ – показатель износа жилья, ПДЖ – показатель дифференциации жилья. Данные о расположении дома в расчёт не берутся.

По кадастровой стоимости более сложная система расчёта налога, учитывается гораздо больше параметров, в том числе и расположение дома.

Сумма налога формируется следующим образом: вычитается из общей площади квартиры двадцать метров и облагаются налогом оставшиеся метры; если квартира коммунальная, то вычитается 10 метров; если речь идет о частном доме – 50 метров.

Кроме того, сумма начислений за первый налоговый период умножается на понижающий коэффициент 0,2, второй – на 0,4, третий – на 0,6.

Неважно, сколько собственников у объекта, поэтому владельцам можно в равной степени поделить между собой финансовую нагрузку

Как оспорить

Инвентаризационная стоимость и кадастровая могут быть оспорены по желанию собственника. Но перед тем, как начинать спор, нужно получить справки из соответствующих органов, где указаны эти суммы. Затем нужно собрать все необходимые документы (паспорт, правоустанавливающие бумаги, отчёт независимого оценщика) и обратиться в соответствующее учреждение с просьбой о переоценке объекта.

Оспорить инвентаризационную сумму можно по двум причинам:

  • данные при расчётах  использовались не совсем верные или точные;
  • инвентаризационный курс выше или равен рыночным показателям.

Высокая цена объекта по результатам инвентаризации ведет к формированию неподъёмных платежей в пользу государства

Справка от БТИ оспаривается путем подачи искового заявления в суд.

Для оспаривания кадастровой оценки следует обращаться в региональное отделение Росреестра и требовать пересмотра сформированных коэффициентов.

Что в итоге?

Временная граница использования сведений БТИ при расчёте налога – 2020 год. После этот показатель ликвидируется, и в расчёт будет браться исключительно сведения кадастра.

Разница между двумя способами оценки (старым и новым), заключается в системах подсчёта и налоговых ставках. При инвентаризации берётся в расчёт главным образом возраст здания, степень его износа, расходы на возведение и снос.

Основа кадастровых расчётов – необходимые показатели, помноженные на коэффициенты. При расчёте учитывается инфраструктура, местоположение здания и ряд других параметров.

Кадастровая стоимость ниже рыночной примерно в три раза, инвентаризационная – может отличаться даже в 10 раз. Но это не означает, что теперь граждане будут платить налог на имущество втрое больше, чем раньше.

Государство установило ограничения на налоговую ставку. Для объектов дешевле 300 миллионов рублей она составляет всего 0,1 процента.

Источник: https://cadstr.ru/kadastrovaya-stoimost/otlichie-bti-ot-kadastra

Переход на кадастровую стоимость недвижимости в оценке налога на имущество

Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую

Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина.

Всё больше регионов переходят на оценку налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости недвижимости. Законопроект о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости был принят в 2014 году. Ранее за основу бралась не кадастровая, а инвентаризационная стоимость.

Принятые законом поправки в Налоговый кодекс вступили в силу 1 января 2015 года, однако кадастровая стоимость как основа расчёта налога пока что используется не во всех регионах. У субъектов федерации есть возможность переходить на новый порядок расчёта вплоть до 2020 года. В 2015 году это сделали 28 субъектов: В 2016 — ещё 49.

Земельный налог при этом не отменяется. Владельцам земельных участков по-прежнему необходимо выплачивать налог в размере до 1,5% от кадастровой стоимости.

К объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц относятся: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машиноместо, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строения, сооружения, помещения.

Ставка до 0,1% от кадастровой стоимости будет действовать для жилых домов и жилых помещений, гаражей, машиномест, незавершенных жилых домов, хозстроений; до 0,5% — для иных зданий, строений, помещений, сооружений; и до 2% — для дорогой недвижимости (кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей), а также торговых и офисных центров.

В отличие от инвентаризационной стоимости, которая определялась организациями технической инвентаризации (БТИ), кадастровая стоимость объектов недвижимости формируется на основании кадастровой оценки объектов недвижимости, выполняемой независимыми оценщиками. Процедура государственной кадастровой оценки земельных участков должна проходить не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.

Оценка стоимости участка производится на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках.

Кадастровая стоимость недвижимости вносится в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости недвижимости можно получить на портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или же в её офисе, а также в многофункциональных центрах (МФЦ).

Также можно воспользоваться публичной кадастровой картой.

РИСКИ ДЛЯ ГРАЖДАН

Переход на новую систему оценки чреват рисками для налогоплательщиков.

Возможны ошибки при исчислении кадастровой стоимости. Оценку недвижимости проводит не Росреестр, а независимые оценщики, которые относятся к категории саморегулируемых организаций. Росреестр лишь аккумулирует у себя данные.

Заказчиками оценки выступают региональные и местные власти. Они же утверждают и результаты. Росреестр не может контролировать качество проведённых оценщиками работ на местах.

Такой порядок создаёт опасность не только многочисленных ошибок, но и сговора оценщиков с местными властями, желающими повысить собираемость налогов.

КАК ОСПОРИТЬ ОЦЕНКУ

В случае неправильного определения кадастровой стоимости гражданин может обратиться в суд. Но возможен и досудебный порядок решения споров в специальных комиссиях, созданных при региональных управлениях Росреестра.

За последнее время комиссии провели большой объём работ по переоценке кадастровой стоимости. По данным Счетной палаты, в 2014–2015 годах налогооблагаемая база по налогам на недвижимое имущество уменьшилась на 4 трлн руб.

из-за решений комиссий по рассмотрению споров о кадастровой стоимости. Были удовлетворены требования по переоценке 65 тыс. объектов.

При этом всё же стоит отметить, что налоговое бремя ложится неравномерно на крупный и малый бизнес. Во многих регионах налог на недвижимость для малых предприятий вырос до 10 раз. У малых фирм значительно меньше ресурсов для тяжб. Поэтому им сложнее добиться переоценки кадастровой стоимости. А простым гражданам это сделать ещё труднее.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

В целом переход к кадастровой оценке происходит в децентрализованном ключе и в рамках весьма фрагментированной процедурной практики. Об этом говорит тот факт, что на фоне роста кадастровой стоимости в одних регионах в других — происходит её обвальное снижение.

В частности, власти отдельных регионов и муниципалитетов сетуют на обвальную переоценку кадастровой стоимости с её понижением в десятки и сотни раз.

Вероятно, это происходит там, где бизнес вступает в сговор с местными властями и оценщиками с целью уклонения от налогов.

КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ БОЛЬШЕ

Риск для граждан также заключается в повышении налоговой нагрузки даже при корректном расчёте. В большинстве случаев кадастровая стоимость в 2 — 7 раз выше инвентаризационной.

Во время подготовки и принятия поправок депутаты уверяли, что переход на кадастровую стоимость не приведёт к росту налоговой нагрузки. Или некомпетентны или совсем безотвественны.

Сохранились льготы для ряда категорий граждан — им не нужно будет платить имущественный налог на недвижимость (но только если они владеют одним объектом стоимостью не выше 300 млн. руб. и не используют его в коммерческих целях). В список льготников входят пенсионеры, Герои Советского Союза, ветераны войны, инвалиды I, II группы, ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

Казалось бы, решена проблема пенсионеров, которые получили свои квартиры ещё в советское время, а теперь оказались собственниками элитного с точки зрения рыночной стоимости жилья.

В то же время необходимость выбрать только один объект (чтобы не происходило ухода налогов через регистрацию коммерческих объектов на пенсионеров) вызывает проблемы.

Что если у пенсионера есть ещё и гараж, и дача, и хозяйственная постройка, а пенсия не позволяет уплачивать налог за всю эту недвижимость? Ведь льготу можно получить в отношении только одного объекта недвижимости.

Внесённые в налоговый кодекс изменения подразумевают, что переход на кадастровую стоимость будет происходить равными долями в течение пяти лет. Также предусмотрены налоговые вычеты: в отношении квартир вычет составляет 20 квадратных метров, комнат — 10 квадратных метров, жилых домов — 50 квадратных метров.

Муниципалитетам будет позволено вводить более низкие ставки налога или более высокие налоговые вычеты. Однако учитывая тяжёлое материальное положение районных бюджетов, такая практика вряд ли будет распространена.

Новые ставки налога ниже, чем были ранее. Если раньше владельцы жилья могли платить до 2% от налоговой базы, то теперь жилые помещения облагаются налогом не выше 0,1%.

Это должно не допустить рост налоговой нагрузки, несмотря на увеличение налоговой базы.

Но если кому-то будет начислена кадастровая стоимость в десятки раз выше инвентаризационной, низкая налоговая ставка ничем не поможет — люди получат серьёзный удар по карману.

Кроме того, бизнес (торговые и офисные центры) и так неизбежно столкнутся с многократным ростом нагрузки по налогу на недвижимость. Ведь для них торговая ставка в большинстве случаев не изменится, составив 2%. А налоговая база вырастет.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

В мае 2016 года правительство внесло законопроект, призванный изменить систему оценки кадастровой стоимости. На сайте правительства дано следующее пояснение: «В системе кадастровой оценки предлагается ряд принципиальных изменений.

В частности, предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков и передать полномочия по определению кадастровой стоимости исключительно государственным бюджетным учреждениям.

Такой подход позволит обеспечить концентрацию ответственности, высокую прозрачность проведения процедур определения кадастровой стоимости и сопровождение её результатов».

Новый закон вступит в силу с 2017 года. Новая система кадастровой оценки заработает не ранее начала 2018 года. Специальные бюджетные учреждения для оценки и уточнения кадастровой стоимости недвижимости будут созданы в каждом регионе. Унификация правил и принципов оценки кадастровой стоимости должны способствовать сокращению количества ошибок и неточностей при оценке.

Однако парадокс заинтересованности специализированных органов в завышении стоимости сохраняется.

Ведь оценка будет проводиться государственными учреждениями, а государство в условиях кризиса заинтересовано в том, чтобы зачислить в бюджет любую свободную копейку, которую можно изъять у населения.

Кроме того существует проблема нехватки специалистов-оценщиков. В регионах, например, такие специалисты являются большой редкостью.

Переход на максимально приближенную к рыночной кадастровую стоимость в оценке налога на недвижимость является логическим следствием бюджетного кризиса. Власти ищут любые способы пополнения бюджета. Вопросы развития производств и налогооблагаемой базы всерьез даже не ставятся. Выбран классический путь — ориентация на поборы с населения.

Кадастровая стоимость обеспечивает более крупную налоговую базу по сравнению с инвентаризационной стоимостью.

Хотя сторонники этого нововведения и приводят в пример другие страны, они всё-таки игнорируют тот факт, что существенная часть россиян находятся за чертой бедности и повышать налоговую нагрузку на них не логично, особенно в условиях кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая система оценки налога на имущество является лишь одним звеном в общей цепи поступательного повышения налоговой нагрузки в условиях кризиса.

В ближайшее время мы, конечно, увидим множество инициатив по новым налогам. Вот только некоторые инициативы из недавних.

В прошлом году министерство по делам Северного Кавказа предлагало ввести сбор за «пользование курортной инфраструктурой» в Ставропольском крае. Его размер должен составить до 150 руб. в сутки. Полученные деньги предлагается использовать для развития курортов. Однако вызванное этим повышение цены путевок может составить 5–10%.

В 2019 году, вероятно, произойдёт повышение НДС и НДФЛ. НДС тоже включается в стоимость товара, а значит, его обслуживание ложится на плечи потребителя.

С ноября прошлого года в стране действует система оплаты проезда большегрузных автомобилей «Платон», которая стала третьим налогом на транспорт вдобавок к акцизам и транспортному налогу.

Как мы видим, потери нефтегазовых доходов бюджета пока что компенсируются в основном за счёт населения. Ничего другого власть не предлагает.

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)

Источник: https://rusrand.ru/analytics/perehod-na-kadastrovuyu-stoimost-nedvijimosti-v-ocenke-naloga-na-imuschestvo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.