Контроль за домашним арестом

������ �������������������� �� ���������������� ���������������� ��������������

Контроль за домашним арестом

�� 15 ���������������� ���������������� �� �������� ���������� �������������� ������������������ ������������.

������������ ������������������ ���������������� ���������������������� ���������������������� ������������ �������������������� ������������������, ���������������������������� “����������������” ��������������������, ������������ ��������������������������������, �� �� �������� – �������������� ������������������.

������ ������������������������ ���������������� ���������������������� ������������ ������������������ �������� ����������������, ���������������� ������������������ ���������������� ���� �������������� ����������������-���������������������������� ������������������ ���� ���������������������� �������������������������� ������ �������������������� �� ���������� �������������������� �������� ��������������������.

������������ ���������������� ���������������� ������������ �������������������� ���������������� ����������������������, �������� �� �������� ���� ����������������.

����������������, �������� ������ ������������ �� �������� ���������� �� ����������������: �� ������������ ���������� ������������������ �� ���������������������� ������������ �������� �� ������, ������ ���� ���������� ������������������ ���������������� �� ������������. ������������������ ���������� ����������������.

�� ������������������, �������������������� ���� ���������� ������������������������������ ������ ���������������� ����������, ���������� �������������������� ���������� ������������������, ������ ������������, ��������������.

�� ������, �� ��������������, ���������������������� ���������������� ���� �������������������������� ������������ ���� ���������� ��������, ���������� – ������������ ������������. ������������ ������������������ ���������� ������������ �� ������������������������ �������������������� ����������������, �������������� ������������������ �������� ��������.

“������ �������������� �������������������������� ������������ ������ ����������������, ���� ������������������ ���������� ���� ������������ ��������������������”, – �������������������������� ���������������� �������������������� ��������.

���������������������� ������������ ���������������� ������������������������ ���������������� ���� �������������������������� ������������������������ �������������������� ���������� �������������������� 50-100 ������������, �� ���������������������� ������������ ���������������� ���������������� ���� �������������������� ������������������������ �������������������� – ���� 5 ������������.

�������������������� ������������ �� �������������� ���������������� ���� ������������������������ ������ ���������������� �������������� ������������������ ������������, ������������������������ ��������������, ������, ������.

���������������������� ������������������: �������������������� �������������� �������������� ����������������������, ������������ ������ ������������ �������������������� ���������� ���������������� ������: ������������������ ������������, ������������, �� ���������� ���������� �������� – �������������� ������������������������ ����������������.

������������������ ��������������������������, ������ ���� ���������������� ���������������������� ������������������������ ����������������������, ���� ���� ���������������� �� �������������� ������������. ������ ����������, �� ��������������, ������������������ ���������������� ���� �������� �������������� ������ ���������������� ������������������ ����������������������.

���� ���������� �������������� ���������� ������������������ ������ ������������������ ��������, �� ���� �������� �������������������������������� ������������.

���� ������������ ������������������ ������������������������ ������ ������������������ �������� ������������, �� �������������� �������� ������������ ������������������������ ���������������� �������������������� 217 ���������� ������.

�������������������� ���� ���������� ������������������ �� ������������������ ������������������ ����������. ���� �� ����, �������� �������������� ��������������, ���������������� ���������������������� ��, ����������������, �������������������� �� ��������

���������� �������� �������������������������� 6 ���������� �������������������� �� �������������������� ������������������ ������������.

�������� �� ���������� �������� 3,5 ������������ ������ ������������������ ���������������� ����������, ������������������������ ���������������������� �� ������������ ������ ������������, ���� �������� ������������������ �������������� ������������������ ���������������� �� ��������, �� ������ ���������������� ��������.

���������� ���������� ������������������ ���������������� �������������������� – ������������ ��������������.

���� ���������������� ������ ���������������� �� �������������� ������������ ������-�������������� ���������������������������� ���������������� �������������� ��������������, ���������������� ������������ ��������������������������, ������������ �������������������� ������������������������ �������������������� �������������� ������������������ �� ������������ ������������. ���� ������������������ ������������ ������������������ ������������ ���������������� ���������� ������������������ �� ��������. ���� ������������������ ������������ �������������� ������������ ���������� �������������������� ���� �������������������� ������������������, �������� ������������ ������ ������������������ ���������� ����������������. ����������������������������, ���������� ���������� ����������������������, �������� ���� ������������������ ������������������ ������������.

“���������������� ���������������������������������� ������������ �������������������������� ���������������������� �������������� ����������������, �� ������ ������������������ ������������������ ���������������������� ����������������, ���� ���������������������� �������������� ���������������� �������������������������� �������������� ���� ������������������ �������� �������������������� ���� ���������� ��������������, – �������������� ���������������� ������ �������� ����������������. – ������ �������������� ������������ ������������ ������������������������ ���������� ���������������������� ������������������ �������������������� ������������������������ ����������������-���������������������������� ������������������ �������������������� ������������������ ����������������������, ���������� �������������������� ���������������� ������������������������������ ������������������ ��������������������”.

������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������ ���������������� �������������� ��������������������, ������ ������������ “������������ ������������������������ ����������������” ������������������ �� ������ ������������ 2018 ��������.

“������ �������� �������������������� �������� �������������������������� �������������������������������� ������������������������ ���������� ����������������”, – �������������� ����.

���� ������������ ������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������, ������������ ������ ������������ ������������ ���������������������� ������������ �� ���������������������������� ��������������, ���������� ������������ �������� ��������������������.

“�������� ������ ���������������� �������� �������������������� �� �������� ������������ ������ ������������������ ������������ ������������ ������������������ ������������������ �������������� – �� ������������ ���������������� ���������������������� �� ���������������������� �������������������������� ��������”, – �������������������� ���������������� ��������������.

���� ��������������, ������ ���������� ������������ �������������� ������ �������������������� ���������� ������������ �� ����������������������. �������������� �� ������������ ������������������ ������������ ������������������ ������ ����������������, ������ �� �� ���������������� �������������������� �� ������������ ����������.

“�������������������� �� �������� ���������������������� ���������������� ������ ���������������� ���������������������������� ������������������ ���������������� ���������������������� ����������������-���������������������������� ������������������ ���� ���������������� ���� �������������������������������� �� ����������������������, �������������� ������������������ ���������������������������� �������� ��������������������. ���������������� �������������� �������������� ������ ���������� ���������������� �������������������� ���������������� ������ ��������������������”, – ���������������������� ���������������� ��������������.

�������������� ������������ �������������� ���������������� ����������������, ������ ������������ ������������������������������ ������������������ �� ������������������ �������������� ������������������������ ����������������, ������������ ������������������ ���������������� ���� �������� ������������������.

������ �������� ���� ����������������, ������ ������������ ������������������ �� ���������������� ���� ���������������������� ������������������ ������������ ������ ������������������������ ���������������� �� ���������������� ���������� ���� �������� – ���� ������������ ������������ �������������� ������������������ ������������������ ������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/09/15/chto-izmenilos-v-praktike-domashnih-arestov.html

Статья 107. Домашний арест

Контроль за домашним арестом

СТ 107 УПК РФ

1.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

2. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

2.1. В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный статьей 109 настоящего Кодекса.

3. Домашний арест в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

4. Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства.

5.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста судья по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий или залога.

6. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

7. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может установить запреты, предусмотренные пунктами 3 – 5 части шестой статьи 105.1 настоящего Кодекса.

8. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, указанным в части седьмой настоящей статьи, либо некоторым из них.

Запреты могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

9. В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения, в том числе место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, запреты, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом.

10. Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных на него судом запретов осуществляется в порядке, установленном частью одиннадцатой статьи 105.1 настоящего Кодекса.

11.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

12. В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

13. Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом, с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

14.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя или дознавателя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Источник: http://UPkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-13/st-107-upk-rf

Контролировать домашних арестантов станут по инструкции

Контроль за домашним арестом

Минюст России подготовил новые правила контроля за людьми, которые содержатся под домашним арестом.

В совместном приказе, разработанном Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) для Минюста, Следственного комитета, ФСБ и МВД, четко прописано, кто и как может контролировать таких арестантов и как реагировать на нарушения режима.

Так, проверять их можно в любое время суток, кроме ночи, и не реже двух раз в неделю, в том числе с использованием телефона или других специальных контролирующих устройств.

Если человек нарушает правила, тогда в течение двух часов об этом должен быть извещен следователь и назначена проверка, а по ее результатам суд может заключить его под стражу. Сами арестанты также получат памятку, в которой учтен опыт использования электронных браслетов, в том числе и негативный.      

Разработчиком приказа выступила ФСИН, чьи уголовно-исправительные инспекции (УИИ) сейчас контролируют людей, находящихся под домашним арестом. Ежегодно в российские суды поступает около 3 тыс.

ходатайств о мере пресечения в виде домашнего ареста, большинство из которых удовлетворяется.

Самыми известными «домашними» арестантами в Москве сейчас являются бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева и оппозиционер Алексей Навальный. 

Несмотря на то что в России уже несколько лет практикуется домашний арест, нормативной базы по контролю за арестантами до сих пор не существовало. 

— Разработку этого приказа мы начали еще 3 года назад, и с тех пор он проходил согласования в различных ведомствах, которые также имеют отношение к этой теме, — ФСБ, МВД, СКР, — рассказали «Известиям» во ФСИН. — Теперь представители этих ведомств также будут четко знать, кто и как должен контролировать людей под домашним арестом, какие документы заполнять и как реагировать на нарушения режима. 

Так, получив из суда постановление о домашнем аресте, инспекторы УИИ будут обязаны завести на арестанта персональное дело и сразу же взять его под контроль. Об этом также извещаются местные подразделения ФМС и военкомат.

Самому арестанту объяснят правила и условия домашнего ареста, после чего с него возьмут соответствующую подписку. Если у человека будет обнаружен загранпаспорт, УИИ должна известить об этом структуры, уполномоченные его изъять.

Если суд разрешил человеку во время домашнего ареста отлучаться на учебу или работу, инспекторы обязаны запросить у руководства этих учреждений график работы или расписание занятий арестованного.

Инспекторы УИИ должны проверять подконтрольных арестантов не реже двух раз в неделю. Они могут приходить к нему домой неожиданно и в любое время суток, кроме ночи. Однако в документе не говорится о том, что считать ночным временем. Кроме того, инспекторы могут дополнительно звонить арестантам домой по телефону в любое время, но не реже двух раз в неделю.

Также будет создана специальная ведомость, в которой инспекция будет проставлять отметки о плановых и внеплановых посещениях арестанта, учитывать его телефонные разговоры, отслеживать, с кем он говорил и как долго.

Туда же занесут информацию обо всех нарушениях режима — например, если человек удалится от дома на расстояние более 100 м, выйдет в интернет или позвонит кому-нибудь без разрешения. 

Если арестант нарушит условия домашнего ареста, тогда в течение двух часов инспекция обязана уведомить об этом следствие. После этого назначается проверка, а если ее результаты подтверждают нарушение, тогда УИИ в течение 24 часов направляет в суд ходатайство об изменении меры пресечения на другую.   

Большая часть новой инструкции посвящена электронным браслетам. С момента своего появления в России в 2011 году такие браслеты сейчас используют в 80 регионах для контроля более 11 тыс. человек. 

За это время выяснились некоторые нюансы использования браслетов, поэтому для арестантов составили отдельную памятку.

Еще в 2013 году эксперты НИИ космического приборостроения признали, что любой арестант может легко разобрать и снять с себя устройства при помощи ножниц или плоскогубцев, а контролирующий его сотрудник ФСИН этого даже не заметит.

Теперь в инструкции говорится об ответственности за самовольное снятие или порчу браслета — вплоть до изменения меры пресечения на более жесткую. Тогда же эксперты пришли к выводу, что браслет чувствителен к окружающей среде.

От влаги контакты замка браслета быстро окисляются, прибор это расценивает как попытку расстегнуть замок и подает сигнал тревоги. То есть с этим браслетом поднадзорный не может даже нормально мыться. Однако в памятке говорится, что ношение устройства «не препятствует соблюдению правил личной гигиены». 

Кроме того, эксперты и арестанты отмечали, что браслет очень неудобен. Он закрепляется на лодыжке, и носить его можно только в широких штанах и обуви с низкими голенищами. Теперь ФСИН советует не носить браслет на голую ногу.

Как выяснилось, дети арестантов зачастую воспринимают электронные браслеты как забавный гаджет, поэтому ФСИН просит не использовать устройства слежения для игр: «Не позволяйте маленьким детям играть с аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами контроля».

Помимо этого в документе содержится указание о том, как правильно мыть устройство: «куском мягкой ткани, смоченным в водном растворе нейтрального моющего средства». 

Сами арестанты и их адвокаты считают, что этот регламент заставит силовиков соблюдать законность. 

— Появление любых правил и четких нормативов — это всегда большой плюс. Хорошо, что теперь условия и правила домашнего ареста будут четко прописаны. Сейчас, например, их нет, поэтому суды и следователи позволяют себе произвол, — заявил «Известиям» адвокат Евгении Васильевой Хасан-Али Бороков. 

Источник: https://iz.ru/news/573523

Утвержден новый порядок контроля за находящимися под домашним арестом

Контроль за домашним арестом

С 15 сентября вступит в силу новый «Порядок осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог», утвержденный совместным Приказом Минюста, МВД, Следственного комитета и ФСБ от 31 августа 2020 г. № 189/603/87/371 (опубликован 4 сентября).

Первый раздел документа посвящен общим положениям, во втором регулируется подготовка документов, необходимых для осуществления контроля. Непосредственно контролю посвящен третий раздел.

В п. 12 Порядка закреплено, что должно разъяснить должностное лицо инспекции в первой беседе с подозреваемым или обвиняемым.

В частности, необходимо сообщить о возможности применения технических средств при осуществлении контроля за соблюдением подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, возложенных судом запретов.

https://www.youtube.com/watch?v=lAeVXD4WoCQ

Согласно п. 13 беседа с несовершеннолетним лицом, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий, домашнего ареста или залога, проводится в присутствии его законных представителей, а при их отсутствии – педагога или психолога.

В п. 18 отражены полномочия уголовно-исполнительной инспекции. К примеру, не реже двух раз в неделю она проводит проверки в то время, когда подозреваемому или обвиняемому, в отношении которого избрана мера пресечения в виде запрета определенных действий или залога, запрещено выходить из дома (при применении технических средств контроля – не реже одного раза в неделю).

В соответствии с п. 23 решение о применении технических средств контроля оформляется постановлением начальника инспекции.

При этом подозреваемому или обвиняемому разъясняется ответственность за порчу оборудования, а при применении электронного браслета выдается памятка о мерах безопасности и правилах его эксплуатации.

Решение об отмене использования, замене и (или) изъятии технических средств контроля также принимается начальником инспекции, но оформляется уже мотивированным постановлением (п. 25).

Раздел IV регулирует проведение проверки по фактам выявленных нарушений условий исполнения мер пресечения после назначения судебного разбирательства.

В следующем разделе затрагивается организация доставки подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избран домашний арест, в органы дознания, следственные органы и в суд. Согласно п.

33 в этом случае используется транспорт инспекции или территориального органа ФСИН.

В разд. VI урегулировано снятие подозреваемого или обвиняемого с учета, а в разд. VII – вопросы, связанные с личным делом подозреваемого, обвиняемого. Большая часть объемного документа посвящена рекомендуемым формам различных документов (извещения, личного дела, подписки и др.).

Комментируя документ «АГ», советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян отметил, что данный приказ заменил собой совместный Приказ от 10 февраля 2016 г.

«Об утверждении порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов или ограничений».

Нынешний акт касается не только домашнего ареста, но и меры пресечения в виде залога и запрета совершения определенных действий, которая была введена Законом от 18 апреля 2018 г. № 72-ФЗ, заметил эксперт.

«Новый приказ усиливает контроль со стороны уголовно-исполнительных инспекций за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения, подробно прописывает процедуру осуществления контроля, полномочия должностных лиц и обязанности подозреваемых, обвиняемых», – указал Нвер Гаспарян. При этом, добавил он, предусматривается частое использование технических средств контроля, а при выявлении нарушений назначается проверка, по результатам которой возможно инициирование вопроса об изменении меры пресечения на более суровую.

«Для стороны защиты приказ представляет собой возможность проверить соблюдение сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции достаточно подробных предписаний приказа, чтобы попытаться признать предусмотренную процедуру нарушенной», – отметил советник ФПА.

Адвокат АК «Судебный адвокат» Валерий Саркисов положительно оценил новый приказ. Во-первых, пояснил эксперт, он приводит действующее правовое регулирование в соответствие с новеллами УПК: «Утративший силу Порядок, принятый в 2016 г.

, регламентировал отношения, связанные исключительно с исполнением домашнего ареста. Новый приказ регулирует организационные отношения не только в части домашнего ареста, но и по исполнению запрета определенных действий и залога».

Во-вторых, устраняются некоторые пробелы, которые ранее, по словам адвоката, на практике могли привести как к организационным сложностям для органов предварительного расследования, так и к формальным ограничениям в реализации права на защиту.

«Например, регламентирована возможность информирования уголовно-исполнительной инспекции о предстоящем судебном рассмотрении ходатайства следователя об избрании меры пресечения посредством телефонной связи, установлена необходимость информирования инспекции следователем в части сообщения контактных данных защитника», – пояснил Валерий Саркисов.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/utverzhden-novyy-poryadok-kontrolya-za-nakhodyashchimisya-pod-domashnim-arestom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.