Использование земельного участка с нарушением законодательства

Содержание

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Использование земельного участка с нарушением законодательства
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в принудительной форме.

Земельным законодательством предусматривается разработка нормативной базы, которая регулирует не только формы собственности, категориальное разграничение государственных территорий, основные процессы, процедуры сделок и земельного оборота, а также устанавливает правила и обязанности, соблюдение и выполнение которых является обязательным для всех собственников, владельцев и пользователей земельных территорий.

Соответственно, случаи несоблюдения требований закона подлежат юридическому наказанию, одним из форм которого является изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Данная процедура предусматривает наличие серьезных оснований, соблюдение строгого порядка, а также возникновение определенных правовых последствий для собственников, владельцев и пользователей земли, которые эксплуатировали территории с нарушениями законодательства.

Требования законодательства по использованию земельных участков

Земельное и гражданское законодательство в нормативной форме предъявляет конкретные требования лицам, которые обладают земельными территориями на правах собственности. Основные группы государственных требований касаются следующих сфер:

  • Рациональное использование и всяческая охрана земель.

Законодательством регламентируется такое использование участков, которое будет обеспечивать максимально сохранение и восстановление экологических систем, а также естественных плодородных свойств почвы. Такое отношение к земельным участкам позволяет обеспечить соответствие качества земель для целевого предназначения;

  • Соблюдение указаний в отношении целевого использования.

Данный принцип реализуется на основе соотношения земельных территорий с конкретными целевыми категориями использования, в отношении которых установлен определенный режим эксплуатации.

Соответственно, государственная территория подразделяется на земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, территории населенных пунктов, земли с повышенными охранными требованиями, территории лесного и водного фондов, а также земли, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности;

  • Соблюдение общих правил и выполнение обязанностей, разработанных для собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Собственники территорий должны регулярно предпринимать меры по сохранению и улучшению почвы, защите территорий от пагубного влияния техногенных, стихийных и биологических факторов, ликвидации последствий различных загрязнений и порчи земель. Данные меры должны способствовать сохранению плодородных свойств почвы и улучшению экологического состояния окружающей среды.

Случаи использования земельного участка с нарушением законодательства РФ

Использование земельных территорий собственниками предусматривает соблюдение всех правил и выполнение обязанностей, возложенных на граждан земельным законодательством России. Нормативной базой также устанавливаются случаи, для которых характерно нарушение законодательства в отношении территорий:

  • самовольное нарушение государственных указаний по целевому предназначению участков, особенно если такая эксплуатация приводит к очевидному снижению плодородных свойств почвы, а также неблагоприятно сказывается на экологическом состоянии окружающей среды;
  • отказ от использования собственных территорий сельскохозяйственного предназначения или участков, на территории которых должно осуществляться строительство жилья, в течение трехлетнего срока. В данном случае законодательством может устанавливаться иной срок;
  • невыполнение обязанностей граждан, согласно которым должно осуществляться приведение земель в пригодное для оптимального целевого использования состояние;
  • отказ от выполнения возложенных государством на собственников земель обязанностей по произведению рекультивации, принятию мер для улучшения состояния земель и осуществления мероприятий по охране земельных участков;
  • намеренная порча земельных территорий и плодородного слоя;

Порядок изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ

Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и в принудительной форме. Уполномоченные государственные или муниципальные органы могут принимать решение об изъятии из личного пользования участков, находящихся в частной собственности, при наличии серьезных оснований:

  • При нарушении установленного ранее целевого назначения в отношении определенных категорий земель;

В данном случае учитывается самостоятельная смена целевого назначения территорий сельскохозяйственного назначения, а также тех участков, которые предназначены для строительства жилых построек.

Также учитывает факт отказа от использования территорий в течение трехлетнего срока.

В данный период не входит срок, необходимый для полноценного освоения участка, а также случаи стихийных бедствий и катастроф;

  • При нарушении правил земельного законодательства будет изъят участок у его законного собственника, если лицо эксплуатировало землю с нарушениями правил рационального и бережного использования, а также при возникновении тенденции к ухудшению качества и естественных свойств земли.

Начальным этапом изъятия территорий из частного пользования является предварительное предупреждение собственников участков о наличии допущенных ранее нарушений, которые устанавливаются земельным законодательством. Возможны два законных механизма изъятия участков:

  • добровольный досудебный порядок;

Если собственник участка земли согласен с решением уполномоченного органа государственной или местной власти, он должен уведомить соответствующее учреждение в письменной форме. После получения соглашения на выполнение условий принятого решения государственная организация может продать участок с публичных торгов;

  • принудительный судебный порядок.

Если собственник земельного участка не согласен с принятым ранее решением уполномоченных государственных или муниципальных органов, соответствующие учреждения имеют право обратиться в суд. В данном случае в судебном иске будут выражены требования о принудительном изъятии территории для последующей его продажи.

Гражданско-правовые последствия для собственников, использующих земельный участок с нарушением законодательства РФ

Процедура принудительного или добровольного изъятия земельного участка из частной собственности и пользования имеет определенные последствия в отношении самого объекта изъятия. Результатом изъятия становится организация публичной продажи данного участка и установление прав на него в отношении иного лица.

Граждане, которые ранее использовали земельные участки с грубыми нарушениями земельного законодательства и стали субъектом процедуры по изъятию земель, также столкнутся с определенными гражданскими и правовыми последствиями, среди которых:

  • наличие грубых нарушений, установленных законодательством правил рационального и оптимального использования земель, влечет за собой лишение собственников участков права собственности;
  • нарушение предписаний о целевом назначении категорий земель, а также действия, которые существенно снижают качество и плодородные свойства почвы сельскохозяйственного предназначения, способствуют очевидному ухудшению экологического состояния окружающей среды, влечет за собой продажу земельного участка с публичных торгов в принудительном порядке.

Таким образом, для предотвращения случаев принудительного изъятия и продажи частной земельной собственности граждане обязаны соблюдать основные требования земельного и гражданского законодательства.

Данные нормы регламентируют особенности рационального и бережного использования территорий, соблюдение предписаний по целевому назначению, а также выполнение обязанностей по охране и улучшению плодородных свойств земель.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

земельное законодательство процедура изъятия земельного участка в случае если санитарно-защитная зона накладывается на земельные участки занятыми жилыми домами и огородами

роман11.07.2019 15:00

Добрый вечер. Процедура изъяти урегулирована ст. 279-281 ЗК РФ.

Однако земельное законодательство не предусматривает обязанности  государственных и муниципальных органов по изъятию з.у., расположенного в зоне СЗЗ.

Вот выдержка из судебной практики в подтверждение этой позиции

Согласно ст.

11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст.

279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.

Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия включают в себя не только право, но и обязанность ответчика по изъятию земельных участков, несостоятельны.

Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

В соответствии со ст.

282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Статья 63 ЗК РФ устанавливает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В частности, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 ч. 1 ст.

49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка допускается в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами.

Таким образом, обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления на основании решения об изъятии земельного участка.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/115786415/

Сазонов Сергей Владимирович13.07.2019 21:44

Задать дополнительный вопрос

В соответствии со ст.

279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В силу ст.

281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.

Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Дубровина Светлана Борисовна14.07.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/izyatie-zemelnogo-uchastka-ispolzuemogo-s-narusheniem-zakonodatelstva-rf.html

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Использование земельного участка с нарушением законодательства
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

К нарушениям земельного законодательства относятся:

— самовольное занятие земельного участка,

— неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;

— использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность — штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Чтобы установить нарушителей земельного законодательства, инспекторы по использованию и охране земель Росреестра проводят проверки, обследования земельных участков, в том числе дистанционными способами (фотосъемка поверхности авиационными и космическими аппаратами).

Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя.

Штраф определяется в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение.

В случае, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, КоАП РФ установлены минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей земельного законодательства.

Установленные КоАП РФ размеры штрафов за нарушения земельного законодательства

  • Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

  • Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

  • Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.

  • Неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 3 до 5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 400 тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.

  • Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или видом разрешенного использования, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 0,5 до 1 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

В случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:

— на граждан в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в течение установленного законом срока — влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 0,3 до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей;

— на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тысяч рублей;

— на юридических лиц — от 2 до 10 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.

За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы предусмотрен штраф:

— для граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей;

— для должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

— для юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

В случае обнаружения нарушений, подпадающих под действие КоАП РФ, возбуждается дело об административном нарушении, на основании которого выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.

Адвокат Светлана Евгеньевна Жмурко

Источник: https://zen.yandex.ru/media/yaadvokat/administrativnaia-otvetstvennost-za-narushenie-zemelnogo-zakonodatelstva-5aba24411aa80cdb4dfbcbcf

Вас признали нарушителем по статье 8.8 КоАП РФ: что делать?

Использование земельного участка с нарушением законодательства

Обратим внимание, что в статью 8.8 КоАП включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений. Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.

На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:

  • использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП );
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 8.8 КоАП);
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП).

Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.

1.1. Использование земельного участка не по целевому назначению

Законом регламентировано, что правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам(ст. 42 ЗК РФ).

Подробнее…

Каждый земельный участок по целевому назначению относится к одной из семи категорий земель (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Кроме того, нецелевое использование земельного участка также предусматривает случаи использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на участке (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Данное нарушение характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.

Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч.6 ст. 62 Закона о регистрации).

1.2. Неиспользование земельного участка

Данное административное правонарушение заключается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, т.е. собственник, арендатор или владелец земельного участка не выполняет принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию участка в предназначенных целях и в установленный законом срок.

Другими словами, рассматриваемое административное правонарушение совершается в форме бездействия виновного лица.

Причем обязательным признаком указанного правонарушения является установленный для использования этого участка срок.

Это означает, что вопрос о наличии в действиях виновного лица состава данного правонарушения может быть поставлен только после истечения установленного законом срока.

Срок для привлечения к ответственности за неиспользование земельного участка по назначению устанавливается в зависимости от целевого назначения.

Так за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения привлекают в случае, если земельный участок не используется:

  • в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.
  • в течение 1 года по целевому назначению после его приобретения на публичных торгах, если ранее такой участок:

– был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

– по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований 3 года и более (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП).

К ответственности за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, привлекают в случае, если такие участки не используются в течение 3-х лет в целях, для которых они предоставлены (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ).

Подробнее…

При рассмотрении дел по данному правонарушению учитываются положения земельного и градостроительного законодательства, согласно которым в срок неиспользования земельного участка не включается время, потраченное на его необходимое освоение.

В частности, в этот срок не включается время, потраченное на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению в виду обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ, п.п. 3, 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения).

1.3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Данный вид правонарушения также выражается в бездействии виновного лица, а именно в не проведении действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв.

В ряде случаев оно может быть выражено в недостаточных или несвоевременных действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает необходимого эффекта.

В соответствии с ч.4 ст. 8.8 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;также влечет наложение административного штрафа.

По общему правилу приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При этом для привлечения к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП основное значение имеет срок, установленный для выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ

Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В отношении правонарушений, установленных ст. 8.8 КоАП, привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ст. 23.15 КоАП) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок (ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы (ст. 23.21 КоАП) по делам об административных правонарушениях в связи с:
  • нецелевым использованием земельного участка;
  • неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;
  • невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8 КоАП).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?

В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • устранить выявленное нарушение.

Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.

Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:

  • оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка;
  • начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;
  • исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Даже если вы устраните нарушения любым способом, оплатить штраф все равно придется!

И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.

В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

Срок на подачу жалобы достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя.

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/vas-priznali-narushitelem-po-state-8-8-koap-rf-chto-delat/

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Использование земельного участка с нарушением законодательства

Штрафы за нецелевое использование земли

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.